Александра Матькова, фото автора,

Мы продолжаем социальный и культурно-образовательный проект "Музеи Беларуси с БЕЛКАРТ" и сегодня посетим музей легендарного скульптура. Наиболее знакомые для нас работы – ансамбль на площади Якуба Коласа и один из горельефов монумента на площади Победы, а всего их у Азгура более полутора тысяч. Этот человек видел прекрасное и ювелирно представлял его в гипсе, мраморе и бронзе. А еще… говорят, будучи атеистом, в студенчестве он притащил в мастерскую училища гроб, который набил стружками, и спал в нем назло Богу. Тому же, кажется, пришлось простить шалости и подарить Заиру Азгуру особый талант.




Последняя и самая любимая мастерская знаменитого скульптора построена в 1984 году. Ее можно сравнить с крепостью, пожалуй, более прочной, чем принято говорить о доме. За каждодневным трудом с восьми утра и до восьми вечера Заир Азгур провел здесь около 11 лет – к тому времени он уже стал народным художником. В этих стенах родилось более 50 работ. И здесь же ваятель стал педагогом: это была единственная творческая мастерская Академии художеств Советского Союза (отделение скульптуры) в Беларуси. Мастерство Азгура перенимали 15 учеников.





Два огромных бюста – Маркса и Ленина – в 1980-х годах находились у входа в ЦК КПБ (ныне – здание резиденции президента Республики Беларусь. - Прим. TUT.BY). А после провозглашения независимости вернулись в мастерскую. Это единственные в нашей стране памятники, которые ныне находятся внутри здания. Здесь же, на первом этаже, фотографии, на которых запечатлен скульптор во время работы над портретами Я. Купалы, Я. Коласа, М. Танка, Я. Брыля. И благодарность поэтов – книги с дарственными надписями. Заира Азгура самого считали поэтом – только в скульптуре. "Увы, творчество довоенного периода мастера сохранилось только на снимках. В институтах и академиях в то время не было практики сохранять работы студентов", – рассказал научный сотрудник музея Дмитрий Михеев.


 
 
Особое место в экспозиции занимает коллекция живописи родственников скульптора. Ряд портретов заочно знакомит посетителей с семьей Азгуров-Гореловых (жена Заира Азгура – дочь известного русского художника Гавриила Горелова). Живописные полотна написаны в период с 1944 по 1985 год.


 

Самый главный зал музея находится на втором этаже. С порога он поражает огромным пространством и внушительных размеров скульптурами. Бюсты, модели памятников, скульптурные группы – на высоких стеллажах и возле них хранится около трехсот работ. Азгур запечатлел известнейших людей – политиков, правителей, героев войны, ученых, деятелей культуры, в числе которых Ленин, Сталин, Рузвельт, Черчилль, Мао Цзэ Дун, Ким Ир Сен, Якуб Колас, Янка Купала, Кузьма Черный, Янка Брыль, Лариса Александровская, Стефания Станюта и многие другие. Проще, наверное, перечислить тех, кто не позировал Азгуру. С каким бы настроением и мыслями вы ни пришли в музей, уйдете вы, скорее всего, ошарашенными. Это как увидеть всех деятелей эпохи в жизни, а ведь знаем мы их по фото.



"Многие свои скульптуры Азгур и делал по снимкам. Он настолько умел "считывать" фотографии, чтобы все пропорции тела были сохранены и работа была точной. Об этой скульптуре сидящего в кресле Сталина очень долго ходила легенда, что вылеплена она с натуры – настолько правдоподобно выглядит "отец народов". Но потом выяснилось, что она сделана с фотографии. Хотя один "кремлевский сеанс" лепки с натуры все же был. Азгура пригласили в Москву на заседание Сталина и разрешили пронести инструменты, пластилин, сесть в углу зала и лепить", – рассказал научный сотрудник музея Дмитрий Михеев.



Интересна история еще одной скульптуры вождя – бронзового памятника, который стоял на Октябрьской площади (в то время – площади им. Сталина). После войны между советскими скульпторами проводился жесткий конкурс на эскиз изваяния Сталина. Эскиз Азгура не понравился из-за одной детали: монументальный Иосиф Виссарионович был в фуражке. По легенде, Сталин сделал скульптору замечание: негоже памятнику стоять с покрытой головой перед народом, который одержал победу в такой войне. Тем не менее азгуровский эскиз Сталин позже утвердил – другой, без головного убора.

Правда, простоял на площади своего имени он недолго. Через пять месяцев, после развенчания культа личности монумент демонтировали. Всего за одну ночь 40-тонная фигура бесследно исчезла. Это притом что ее железобетонный фундамент уходил на 7 метров вглубь площади, а в ноги бронзового Сталина были вмурованы мощные рельсы. Вечером 1961-го человек двести зевак следили за происходящим из ближайших скверов и дворов. Говорят, неподалеку был и Азгур, который молча смотрел, как расправляются с его произведением. По одной из версий, скульптуру зарыли неподалеку от Минска, по другой, более правдоподобной, – переплавили. Все, что осталось от гигантского монумента, – это бронзовая пуговица, которую после демонтажа подобрал с земли автор.


 
Работы в скульптурном зале стоят в том же порядке, как и при жизни ваятеля, их никто не передвигал. То ли оттого, что тяжелы, то ли оттого, что монументы живших до нас настолько правдоподобны, что к ним тяжело прикоснуться. За свою жизнь Заир Азгур создал более полутора тысяч скульптур и стал признанным мастером психологического портрета. Он полагал, что некрасивых людей не бывает: в каждом человеке есть неповторимая, присущая только ему особенность, которую и должен заметить настоящий скульптор.


 
Мемориальный музей-мастерская З. Азгура находится на ул. З. Азгура, 8. Ближайшие станции метро: "Пл. Победы", "Пролетарская". Общественный наземный транспорт: 1,4,7 трамваи до ост. "Парк Горького"; 57 автобус до ост. "Парк Горького"; 18, 37 автобусы до ост. Первомайская.
 
Телефон: +375 17 380-06-32
 
Музей работает с 10.00 до 18.00. Выходные дни – воскресенье, понедельник.
 
Возможен безналичный расчет. Для иностранцев возможны экскурсии на английском языке. Помимо экскурсий, в музее проходят творческие акции (музейный театр, вечера гитарной музыки и др.) и временные выставки.



*С 12 августа в связи с проведением ремонтных работ музей закрыт для посещения. Музей после ремонтных работ откроется в День города - 13 сентября.

Справка о проекте: Организатором проекта "Музеи Беларуси с БЕЛКАРТ" выступает национальная платежная система БЕЛКАРТ при информационной поддержке TUT.BY и Министерства культуры Республики Беларусь. Проект является социальным и создан с целью популяризации музейного дела Республики Беларусь. Главная задача проекта - информирование общественности о национальном и культурном наследии страны.
-12%
-10%
-10%
-5%
-10%