Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Кругозор


Вам что-нибудь известно о пианино марки "Минск"? Уверен, большинство ответит, что нет. Все знают пианино "Беларусь" Борисовской фабрики музыкальных инструментов, а о "Минске" вряд ли кто слышал.
 

Музыкальный город Минск

С середины XIX века Минск считался музыкальным городом. Музыкальному образованию уделяли большое внимание в домашнем воспитании, оно входило в программу государственных учебных учреждений, частных пансионов, пансионов при монастырях. В Минске сложилась своя собственная музыкальная школа. В каждом состоятельном доме имелся какой-либо музыкальный инструмент. Особенно популярным было фортепиано. Каждая девушка из шляхетской семьи должна была уметь играть на нем. [1]
 
Альжбета Монюшко в гостиной. Рисунок Ч.Манюшко, XIX в. "Получивши новые ноты из Вильно (в Минске в то время не было нотного магазина), она садилась за фортепиано и охотно исполняла песни Шуберта, отрывки из опер Моцарта, Россини, Беллини, романсы".[1]

Многие гостиные и салоны минчан были местами любительского музицирования. Любители часто давали публичные концерты в пользу приютов и "доброчинности". Не редки были и концерты профессионалов. Так, в начале 1830-х годов в Минске давал свои первые фортепианные концерты Флориан Милодовский. [1]
 
Концертный зал XIX в. [1]

В журнале "Музыкальное движение" ("Ruch muzyczny") № 49 за 1858 год отмечалось, что в Минске раскупают фортепиано не только местного производства, но и варшавские, и даже заграничные. Та же картина наблюдалась и на рубеже XIX и XX веков.
 
"Большой выбор роялей и пианино лучших заграничных и русских фабрик" предлагал музыкальный магазин Протаса.1907 г. [2]
 
Реклама музыкального магазина Шацкиной. [3]

Благодаря многочисленным гастролям известных музыкальных и оперных коллективов минчане имели возможность познакомиться с лучшими произведениями композиторов 19 века, мировой классики. В 1895 году в Минск с концертами выступал "молодой, подающий надежды композитор и прекрасный аккомпаниатор" Сергей Рахманинов. Второй раз, уже будучи знаменитым композитором и виртуозом-исполнителем, Рахманинов приезжал в Минск в 1913 году. В 1911-м в зале Купеческого собрания играл свои фортепианные миниатюры, прелюдии, сонаты, этюды, мазурки композитор и пианист Александр Скрябин. Демонстрировали свое исполнительское мастерство первоклассные пианисты с мировым именем: В.И.Сафонов, Иосиф Гофман, Иосиф Славинский, Рауль Поньо, А.И. Зилоти, О. Габрилович, А.Н. Есипова и др. [3]

Существовали в губернском Минске учебные заведения, выпускавшие профессиональных музыкантов. В 1871 году было создано Минское музыкальное училище органистов. В 1894-м открылась музыкальная школа С.Я. Шацкиной, ученицы К.Рейнеке и Ф.Листа, а в 1907-м – музыкальное училище Н.Рубинштейна.
 
Музыкальное училище Н.Рубинштейна.

В 1880 году было создано музыкально-литературное общество, где обучали игре на фортепиано и скрипке, пению. С 1893 года действовало музыкально-драматическое общество, музыкальный кружок – с 1896-го.

Устав музыкального общества, 1880 г. [14]

На рубеже веков в Минске было несколько мастерских по настройке музыкальных инструментов.

Фортепианная мастерская А.Келлера. [4]

Музыкальная мастерская Шишкова
Музыкальная мастерская Шишкова

Одним из известных настройщиков своего времени был Константин Станиславович Богино.

Константин Станиславович Богино

В 1858 году в городе было три фортепианные фабрики! Старейшая из них – фабрика Фотха ("I. Foth"). В Национальном историческом музее находится рояль этой фабрики, изготовленный минским мастером К.С. Богино.
 
Рояль “I. Foth”. Вторая половина ХІХ в. Минск, фабрика Фотха. Мастер К.С. Богино. Дерево, металл, кость; промышленное производство. [5]
 
Фабрика Фотха, Минск.
 
Фортепианная мастерская К. С. Богино располагалась напротив Губернаторского сада на углу Подгорной и Полицейской, 51/1, в доме Ждановича. Занималась настройкой, починкой и изготовлением инструментов. Изготовление в основном включало сборку из готовых заграничных деталей. [3]
 
Реклама мастерской К.С. Богино в справочнике Яхимовича "Весь Минск" за 1911 г. [4]

Здание находилось на месте жилого дома на углу Карла Маркса и Янки Купалы, 45/15.
 
Улица Полицейская. Слева – Губернаторский сад. Где-то справа находился дом Вильгельма Осиповича Ждановича.
 
Улица Янки Купалы, 15. На этом месте находилась мастерская К.С. Богино.
 
Родился Константин Станиславович в 1872 году в деревне Пугачи Раковской волости, белорус. Получил начальное образование. Занимался настройкой музыкальных инструментов. На этом поприще достиг немалого мастерства. Как вспоминают современники, Богино имел "авторитет среди настройщиков".
 
Кроме настройки мастер ремонтировал и изготавливал струнные музыкальные инструменты. После революции Константин Богино жил в доме №56 на улице Карла Маркса.
 
Репрессивная машина НКВД не пощадила настройщика. 11 августа 1933 года его арестовали, а 19 декабря приговорили к пяти годам исправительно-трудовых лагерей "за участие в Польской военной организации" – ПОВ (статьи 64, 68, 76 УК БССР). [6]

В тридцатых годах НКВД начал "раскручивать" серию дел против советских граждан польской национальности, связанных общей формулировкой обвинения: принадлежность к "шпионско-вредительской организации ПОВ". ПОВ - нелегальная Польская Военная Организация. Ее основал в 1915 году Юзеф Пилсудский для тайной деятельности на территории Австро-Венгрии и Германии с целью возрождения Польши. В 1918-1920 годах ПОВ вела активную разведывательную работу на Украине и в Беларуси. Но ее деятельность завершилась в 1921 году. К 30-м годам организации давно не существовало. Тем не менее, множество поляков и белорусов были арестованы по ложному обвинению в принадлежности к ПОВ.

Один из старожилов Минска в конце 1960-х вспоминал, что длительное время проживал "с настройщиком пианино К.С. Богино в одном доме № 70 по ул. К.Маркса". Богино в то время "ремонтировал также гитары, балалайки". После войны Константин Станиславович перебрался в Гомель, где и умер. Двое его детей – сын Георгий и дочь Людмила - переехали в Москву.

 

По следам "Минска"

В конце 1960-х годов журналисту "Вечернего Минска" удалось найти информацию о нескольких музыкальных инструментах с надписью "Minsk". Одно из них – прямоугольное фортепиано, из красного дерева, с одной педалью - находилось у минчанки Леокадии Эдуардовны Малишевской. Леокадия Эдуардовна рассказала, что ее родители приобрели пианино где-то в 1912 году: “Это был неплохой инструмент, и на нем учились играть три поколения”. Во время войны его хотели конфисковать немцы “для солдатского дома". Пианино оказалось очень тяжелым, и поднять его не смогли три солдата. Чтобы сохранить инструмент у себя, хозяева вытащили несколько клавиш. На следующий день “дефектное” пианино немцам уже не приглянулось, поэтому и дожило до наших дней. Вместе с журналистом инструмент осматривал и даже поиграл на нем композитор Е.К. Тикоцкий. Он пояснил, что фортепиано имеет шесть с половиной октав, а струны в нем натянуты горизонтально, примерно по такой системе, как в рояле. [7, 8]
 
Евгений Карлович Тикоцкий (1893 — 1970) - советский белорусский композитор. Народный артист СССР (1955). Первое крупное сочинение композитора — симфония (1924—1927), написанная с использованием белорусских народных и революционных тем, стала одним из первых произведений в этом жанре в истории белорусской музыки.

После войны Тикоцкий был руководителем оркестра Белорусской государственной филармонии и председателем белорусского отделения СК СССР

Тикоцкий лично знал Богино еще до войны: "Это был интересный человек и прекрасный настройщик". Евгению Карловичу в своей жизни как-то еще раз приходилось играть на пианино марки "Minsk", изготовленном в 1870 году. Оно принадлежало Тамаре Владимировне Шахлевич. Ей пианино досталось от матери, которая, в свою очередь, приобрела его в 1908 или 1910 году. Представляло собой прямострунный инструмент, с одной педалью, орехового цвета. Он хорошо отзывался о качестве того инструмента.

Инструменты с маркой "Minsk", видно, в свое время не были редкостью. Старый настройщик Василий Гаврилович Гореликов утверждал, что за долгие годы работы встречал еще несколько инструментов, которые были изготовлены в губернском Минске. [7, 8]
 
Фортепиано – общее название клавишных музыкальных инструментов, к которым относятся пианино и рояль. Пианино – клавишный инструмент, в котором музыкальный механизм имеет вертикальное расположение. В рояле рама, на которой крепятся струны, зафиксирована в горизонтальной плоскости. Пианино имеет прямоугольную форму и сравнительно небольшой размер. Форма рояля крылообразная; его длина, в зависимости от назначения инструмента, может колебаться от 160 до 300 см.


Рояль, находящийся в экспозиции исторического музея, был приобретен музеем у частного лица в 1990 году. В 1991-м его отреставрировал мастер П.Н.Рулькевич на производственном комбинате по ремонту музыкальных инструментов Министерства культуры Беларуси.
 
Рояль мастера К.С. Богино в экспозиции Национального исторического музея


Георгий Константинович Богино

Георгий Константинович Богино пошел по стопам отца. Работал настройщиком в Московской консерватории, в которую поступал одновременно со Святославом Рихтером. "Настройщик он был просто гениальный, и такие великие пианисты, как Гилельс и Рихтер, всегда гастролировали только в сопровождении Богино: пока он не осмотрит рояль и не сделает все необходимое, концерт не мог начаться". [9]

"Георгий Константинович придумал такое приспособление (оно крепилось куда-то под рояль на педали), которое графически записывало педализацию великих пианистов, а затем проводил своего рода исследования: глубину педализации, ее частоту и соотношение использования правой и левой педали. Он понимал, сколь это важно..." – вспоминал о мастере пианист Николай Петров. [10]
 
Без прекрасного звучания нет гениального исполнения. "В Москве должен был состояться концерт замечательного пианиста Глена Гульда. В предконцертный день Г. Гульд и выдающийся фортепианный мастер Георгий Константинович Богино провели у рояля, на котором предстояло играть, целых шесть часов! Рояль изначально был прилично настроен, но Глену Гульду хотелось достичь интонировки, отвечающей звучанию его души. Они интонировали - все лучше и лучше, пока не достигли максимального приближения к идеальному звучанию. На следующий день, едва маэстро тронул клавиши, зал замер от восторга". [11]

Богино (в музыкальной среде его называли "королем настройщиков") славился еще и как мастер, умевший из отдельных сохранившихся деталей, собрать инструмент. О его изобретательности, находчивости, практичности и чудесах мастерства в музыкальном мире ходили легенды. [12]

Георгий Богино был очень доброжелательным человеком, готовым делиться своими знаниями, и призывал других не копить секреты для себя. Разговаривать с ним было легко. Каждая идея собеседника сразу комментировалась на лету. В начале 70-х Георгий Константинович перенес инсульт. Он говорил: "Если бы я был на ногах, любая идея на фабрике "Заря" и в институте была бы реализована в жизнь". "Богино" - это синоним "настройщик от бога", - так высоко ценили его талант коллеги по цеху. [13]

Своего сына Георгий Богино назвал в честь деда. Сегодня внук минского мастера Константин Георгиевич Богино - известный пианист, директор Accademia Internazionale Musicale di Roma.


 
Автор благодарит сотрудницу Национального исторического музея Ирину Зварико за помощь в подготовке материала.

Источники:
1. Т.А.Карповіч “Культурнае жыццё Мінска I паловы XIXстагоддзя”, Мінск, “Рыфтур”, 2007
2. Памятная книжка Минской губернии на 1907 г., Издание Минского губернского статистического комитета, Минск, Губернская типография, 1906.
3. Шибеко З.В., Шибеко С.Ф., "Минск: Страницы жизни дореволюционного города", Мн., "Полымя", 1990.
4. Яхимович С.М., "Весь Минск или Спутник по г.Минску", Изд. 1-е, Минск: Типография Фельдмана и Перского, 1911.
5. http://www.histmuseum.by/ru/muzykalinsrum/
6. http://lists.memo.ru/d4/f453.htm
7. Семенов И., "Было ли пианино марки "Минск"?..", "Вечерний Минск", 26.07.1969
8. Семенов И., "Пианино "Минск" - было!", "Вечерний Минск", 14.08.1969
9. Нелли Осипова, "Кто первее, кто главнее", http://lebed.com/2012/art6048.htm
10. http://www.rg.ru/2011/08/03/petrov-poln.html
11. Рышард Навроцкий, "Идеальное звучание" http://www.proza.ru/2012/06/30/1238
12. Наталья Попова-Яшина, "Какой-то Анатолий…" http://www.voskres.ru/podvizhniki/popova.htm
13. Николай Серафимович, "Встречи с Г.К. Богино", http://www.forumklassika.ru/showthread.php?t=90360
14. http://niab.by/music_m/