/

После непростого ухода с поста директора Игоря Сигова Республиканский театр белорусской драматургии два месяца был без управленца. Сейчас его возглавляет бывший первый замминистра культуры Владимир Карачевский. TUT.BY поинтересовался у руководителя, как его принял коллектив, который почти единодушно вступился за прежнего директора. Карачевский также рассказал о первых достижениях на новом посту, о ценах на билеты, а также о том, почему чиновнику, в чьей вотчине находились все театры Беларуси, интересно управлять одним театром.



На встрече с коллективом театра в начале апреля министр культуры Борис Светлов рассказал, что был недоволен результатами первого года работы Сигова как директора. Театр становился убыточным, и министерство выделило из бюджета 600 млн руб, чтобы "закрыть брешь". На второй год, как объяснил министр, показатели не улучшились, РТБД находился на последнем месте по уровню зарплат в отрасли и с самым низким показателем по собственным доходам. "Функционал директора у Сигова приближался к нулю, а функционал творческого человека выполнялся на 150%", - заметил тогда Светлов и высказал пожелание, чтобы театром управлял новый тип руководителя. Артисты тогда просили "не сбивать птицу на взлете" и обращали внимание на улучшения, произошедшие в театре с приходом Сигова. Они также напомнили о плачевном состоянии РТБД два года назад, когда Сигов только вступил в должность главы театра. 
По словам Карачевского, коллектив принял его, как и любого нового человека, с настороженностью и до сих пор присматривается, что он считает нормальным явлением. "Для того чтобы узнать друг друга, надо пройти вместе сезон, - говорит Карачевский. - По моим ощущениям, складываются неплохие отношения, я не замечал негатива".

По оценке Карачевского, РТБД находился в хорошем состоянии, когда он вступил в должность. Критериями служит творческий потенциал коллектива, сплоченная команда, постоянный зритель, достойный репертуар и дружеская обстановка в целом. По его мнению, театр должен понимать, как дальше развиваться, ставить новые спектакли, сотрудничать с приглашенными режиссерами, принимать участие в фестивалях, конкурсах, гастролях. "Но для этого надо искать внебюджетные источники: зарабатывать самим, привлекать спонсоров, меценатов, получать гранты", - говорит Карачевский.

При этом директор подчеркнул, что государство достаточно поддерживает театры. "Столько денег, сколько в последние годы вкладывалось в культуру, не вкладывалось и в советское время. Но государство не может всем бюджетникам платить высокие зарплаты и всех содержать", - считает он и уже занялся формированием попечительского совета, в который согласилось вступить агентство недвижимости "Твоя столица", агентство Владимира Гревцова, ряд крупных государственных предприятий и один из крупнейших государственных банков.

Говоря о спонсорах, Карачевский упоминает равноправное партнерство, подразумевая рекламные кампании. "Спонсоры любят уверенных в себе людей, которые работают с ними как партнеры. Театр пусть занимается созданием спектаклей, а я буду их продвигать и зарабатывать деньги", - говорит новый директор. По его мнению, РТБД не хватало своего имиджа, поэтому с осени там заработает отдел маркетинга. В планах - расширить зрительскую аудиторию, сотрудничать с телеканалами, СМИ и вести "более агрессивную информационную политику".

Две машины мусора, порядок на рабочих местах и арендное жилье для актеров

По словам Карачевского, РТБД останется демократичным театром, будет ставить спектакли молодых режиссеров. В планах - активно участвовать в международных фестивалях, совместных зарубежных проектах. Ведутся переговоры с культурными центрами на территории Беларуси и посольствами. В мае следующего года РТБД выступит в Москве на международном театральном фестивале имени Чехова.

Что касается репертуарной политики, то Карачевский, в первую очередь, смотрит на целесообразность постановки, анализирует, как на нее отреагирует публика, что от этого получит театр, и ищет разумные сочетания. Он добавил, что выбором репертуара в первую очередь занимается художественный руководитель: "Я деликатно отношусь к этому и не собираюсь быть диктатором. Со мной окончательно согласовывают репертуар как с руководителем, который несет за все ответственность".

"Мы вывезли две машины мусора, провели инвентаризацию, навели порядок на складах и рабочих местах. Коллектив подтвердил звание заслуженного. Я стараюсь поддерживать сотрудников и актеров: кого-то награждаем, кому-то выделяем помощь, вероятно, некоторые актеры в ближайшее время получат арендное жилье", - говорит о практических достижениях новый директор.  

"Два билета по цене одного", рост зарплаты на 20-30% и грядущие сокращения

Карачевский подтвердил, что цена входного билета вырастет, но только на проекты, которые могут иметь коммерческий успех и интерес у аудитории. "Я считаю, что одинаковая стоимость билета в кино и в театр – это смешно. Цены будем понемногу поднимать, но аккуратно, чтобы не оттолкнуть молодежь, постоянного зрителя", - говорит о планах директор. Планируется проводить акции по распространению билетов, возможно, в форме "два билета по цене одного" в определенные дни. Также организована продажа билетов через интернет, чтобы "и житель Кричева, и Пуховичей мог купить билет по интернету и вечером приехать в наш театр". Заключен договор с еще одним электронным оператором.

По словам директора, пока он никого не сокращал и не увольнял, хотя признался, что 1 сентября и 1 декабря будет уточнение в штатном расписании. Пока он знакомится с обязанностями каждого сотрудника, оценивает эффективность работы той или иной службы и возможности объединения. При этом руководитель оговорился, что не собирается рубить с плеча: "Если человек нужен три раза в год, зачем его держать на полную ставку, когда можно работать по договору подряда? Оптимизация - не обязательно увольнение всех, это снятие нагрузки с бюджета. А если у нас будут деньги, мы сможем работать по договору подряда с кем захотим". По его словам, со своего поста ушел только заместитель директора: он стал директором ТЮЗа. С ним ушел и бухгалтер. 

Зарплата сотрудников, по словам Владимира Карачевского, напрямую зависит от эффективности работы, стратегии распределения бюджетных и внебюджетных средств. В зависимости от дохода всего театра она может вырасти на 20-30%.

Новая должность: ротация кадров или понижение?

Причину смены сферы деятельности Карачевский объяснил тем, что уже почти 14 лет работает на госслужбе, и возникло "желание на какое-то время сделать перерыв". "Для меня это возможность применить на практике знания, полученные в Министерстве культуры, дать новый импульс театру. Это не понижение и не ущемление моих прав", - комментирует он свой приход в театр. Среди преимуществ бывшего замминистра культуры на посту руководителя театра отмечает системный взгляд на деятельность театра, что помогает спрогнозировать ошибки и достижения, а также знание механизмов работы вертикали и экономики.

Риторику временности в разговоре о своей новой должности Карачевский объяснил философски: "Я живу сегодня, но хочу стать хорошим директором в этом театре. Я специально попросил министра, чтобы со мной, как и со всеми, заключили контракт только на один год. Больше времени себе не даю: с моим опытом неправильно отводить много времени на раскачку. Я хочу посмотреть в течение года, на что способен, к чему готов: либо мне можно работать только в таком пространстве, либо можно доверить большие объемы, либо я вообще ни на что не способен". 
{banner_819}{banner_825}
-18%
-15%
-30%
-10%
-17%
-20%
-26%
-15%
-50%
0063108