Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Кругозор


5 июня исполняется 160 лет со дня рождения белорусского художника, первого учителя рисунка Марка Шагала, который увидел работы мальчика и сказал: "В этом что-то есть". Живописец еврейского быта, мастер психологического портрета, открывший первую в Беларуси частную школу рисования, стал предтечей культурного всплеска в послереволюционном Витебске. Пэн был загадочно убит в своей квартире в возрасте 83 лет. Детективное расследование официально завершено, но в деле есть сомнительные факты.  

Фото: delaemvmeste.by
Фото с сайта delaemvmeste.by

Юдель Пэн (также Иегуда или Юрий (так он подписывался в документах) родился в многодетной еврейской семье 5 июня 1854 года в городе Новоалександровске (сейчас Зарасай в Литве). Отец семейства, бедный ремесленник, умер, когда мальчику было 4 года. Пэн начал рисовать после окончания начальной еврейской религиозной школы. Он юмористически изображал ребе в его различных эмоциональных состояниях, за что бывал наказан.

Фото: delaemvmeste.by

Фото: delaemvmeste.by

С 1867 года в течение восьми лет он работал подмастерьем маляра в нынешнем Даугавпилсе. Затем в 1879 он пересек черту еврейской оседлости и поехал в Петербург поступать в академию. Однако лишь через год его взяли в Императорскую академию художеств.

Через шесть лет Юдель Пэн уехал в Ригу, где познакомился с бароном Корфом, который пригласил его в свое имение в Витебске. В 1891 году (по другим данным - в 1897 году) Пэн поселился в Витебске, несмотря на то, что получил паспорт с правом постоянного проживания в Санкт-Петербурге. Весомыми аргументами в пользу Витебска были возможность основать школу, а также колоритный еврейский быт города, который писал Пэн. Спустя год он открыл в своей квартире первую в Беларуси частную школу рисования и живописи.

Учениками Юделя Пэна были художники Парижской школы Осип Цадкин, Марк Шагал и Заир Азгур, а в целом около ста учеников, некоторые из которых стали известными живописцами и скульпторами. Школа просуществовала до 1918 года, переродившись затем в Народное художественное училище, организованное Марком Шагалом. Юделя Пэна пригласили туда преподавать в подготовительных классах. Эту школу называют предтечей культурного взрыва в Витебске после революции.

Фото: delaemvmeste.by
Фото: delaemvmeste.byФото: delaemvmeste.by
Фото: delaemvmeste.byФото: delaemvmeste.by
Фото: delaemvmeste.by

Витебский художник Петр Явич, ученик Пэна, вспоминает: "Когда мы учились у него, шестеро мальчиков, он обращался с нами, как с самыми любимыми родными сыновьями. Пэн был для нас всем - и искусством, и школой, и даже домом. Поражала его бесконечная открытость, простота и вместе с тем высокая культура. Я ни разу не слышал, чтобы он ругался. Все наставления делал мягко, без окриков, не повышая голоса. Не спрашивая, голодны мы или нет, Юрий Моисеевич грел для нас чай, варил картофель в мундире, ставил на стол кусковый сахар, масло, творог. И еще селедку "шотландку".

Марк Шагал в книге "Моя жизнь" писал о своем первом учителе рисования: "…в первый раз я узнал о существовании Пэна, когда ехал как-то на трамвае вниз к Соборной площади, и мне бросилась в глаза белая на синем фоне надпись: "Школа живописи Пэна". Ого! – подумал я. – Какой культурный город наш Витебск!" Однако их дружба, взаимоуважение и восхищение творчеством друг друга не означали, что между мастерами не было разногласий: "Искусство художника должно быть теплое, душевное, волнующее. То же, что ты делаешь, это ребус, загадка. Куда летят эти седобородые старики на зеленых лошадях?" - писал Пэн своему бывшему ученику, пытаясь вернуть его в стезю реализма.

Фото: delaemvmeste.byФото: delaemvmeste.by
Фото: delaemvmeste.byФото: delaemvmeste.by
Фото: delaemvmeste.by
Фото: delaemvmeste.byФото: delaemvmeste.by

Есть версии, что у Пэна был роман с молодой дочкой губернатора города. В общей сложности за несколько лет художник написал 12 портретов девушки. Затем в 1905 году девушка переехала в Париж.

В 1927 году Пэну присвоено звание заслуженного еврейского художника. Однако его классический реализм все же расходился с зарождавшимся тогда социалистическим и торжествовавшим духом революции.

В конце жизни живописца одолел пессимизм, и в то время он написал "Автопортрет с музой и смертью". На картине смерть играет на флейте, а муза – на арфе, художник сидит посередине, словно ожидая, чья мелодия победит. В описании его творчества появились формулировки "ярко выраженный еврейский шовинизм", хотя он никогда не был запрещенным советской властью, и на 40-летие творчества ему назначили пенсию.

Фото: delaemvmeste.by

Художник был зарублен топором у себя дома в Витебске вечером 28 февраля 1937 года в возрасте 83 лет. Хотя потом следствие установило, что причиной смерти стало ранение не от топора. Под подушкой нашли столовый нож в крови, но убийство было совершено не им. Орудие, которым могло быть совершено преступление, так и не нашли, а улики были уничтожены слишком быстро. Из тайника в печке были украдены деньги, при этом приличную сумму в незапертом столе оставили.

Родственники Пэна столкнулись вечером в дверях с художником в компании неизвестного, которого тот нехотя представил своим бывшим учеником. В то время расследование установило, что двоюродная сестра Пэна планировала завладеть имуществом художника и предлагала ему взять в жены свою дочь. После отказа посылала на квартиру Пэна своих детей, чтобы выяснить, где тот хранил деньги. Следствие установило, что на преступление их толкнуло желание художника завещать картины городу, а не семье. Арестовали всю семью из 9 человек, они умерли в лагерях.

Но минский следователь, который приехал освидетельствовать заключение, сомневался в их виновности. Он выяснил, что после убийства пропал портрет бывшего ученика Пэна и один обнаженный портрет. Есть версия, что на нем была изображена жена комиссара, что погубило бы его карьеру. По версии следователя, обвинение родственников было выгодно городу, так как в таком случае картины переходили в муниципальное владение, а не семье. Свое расследование он не завершил, его вызвали обратно в Минск, а через несколько дней нашли с простреленной головой своим же пистолетом. Загадочные обстоятельства смерти художника до сих пор не выяснены. Пэн похоронен в Витебске на Старо-Семеновском кладбище.

Фото: delaemvmeste.by
Фото: delaemvmeste.byФото: delaemvmeste.by

Творческое наследие мастера составляет около 800 работ. При жизни он почти их не продавал. Навещавшие его родственники свидетельствовали, что картинами были увешаны все стены от пола до потолка.

Сейчас большинство картин Пэна хранится в Витебском художественном музее и Национальном художественном музее Беларуси. После смерти Пэна в Витебске была создана его картинная галерея. Сотни картин, портретов, этюдов, эскизов изображают жизнь местечковых евреев, простых ремесленников с их радостями и горестями.

Он мастер психологического портрета, изображал быт евреев и религиозную сторону их жизни. В разные периоды творчества Пэн писал автопортреты, а также портреты своих учеников. Наиболее известный среди них – портрет Марка Шагала.

Фото: delaemvmeste.by
Портрет Марка Шагала
Фото: delaemvmeste.by
Автопортрет
Фото: delaemvmeste.byФото: delaemvmeste.by
Фото: delaemvmeste.byФото: delaemvmeste.by
Фото: delaemvmeste.by

Фото с сайта delaemvmeste.by