Деньги и власть
Общество
В мире
Происшествия
Финансы
Недвижимость
Авто
Спорт
Леди
42
Ваш дом
Афиша
Ребёнок.BY
Про бизнес.
TAM.BY
Новости компаний

Программы и проекты TUT.BY
  • Архив новостей
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
    2829301234
    567891011
    12131415161718
    19202122232425
    2627282930311
  • Популярное

Кругозор


Многие ценные предметы прошлого Беларуси разбросаны по разным белорусским музеям, и чтобы увидеть их, нужно объездить всю страну. TUT.BY вместе с автором концептуального решения каталога "Сокровища музеев Беларуси" Ириной Лаптенок отобрал 20 уникальных и редких экспонатов, многие из которых никогда не покидали музейные хранилища и экспозиционные залы. В нашем топе - редкие клады, украшения 10-го века в идеальном состоянии, церемониальные мечи и доказательства боевой славы Беларуси.  

Иллюстрированный каталог "Сокровища музеев Беларуси" - первое в Беларуси издание, в котором собраны изображения и сведения о 250 наиболее ценных и редких предметах музейного фонда страны. Презентация издания состоится 10 апреля, но приобрести каталог можно будет только в Институте культуры Беларуси. 
Основными критериями для отбора экспонатов были их научная и художественная значимость, белорусское происхождение раритета, его уникальность с точки зрения национальной истории, культуры, искусства. Еще одним критерием была уникальность предмета: многие из них сохранились в единственном экземпляре на территории Восточной Европы. 
 
1. Шкловский идол – скульптурный памятник, датируемый 10-м веком. Среди каменных памятников выделяют почитаемые камни, каменные кресты, каменные идолы, каменные бабы. Практически все виды найдены на территории Беларуси, но каменные бабы и идолы – наиболее редкие из них. Шкловский идол найден у города Шклова Могилевской области на берегу реки Серебрянка в 1963 году и сейчас хранится в Национальном историческом музее Республики Беларусь.

Фото предоставлено Институтом культуры Беларуси
 
2. Барельефная икона из дерева, с резьбой и полихромией в Беларуси — большая редкость. Икона конца 17-го века происходит из деревни Вербовичи Наровлянского района Гомельской области. До Великой Отечественной войны она находилась в Белорусском государственном музее, с 1954 года — в Картинной галерее БССР (ныне Национальный художественный музей Беларуси).

Фото предоставлено Институтом культуры Беларуси
  
3. Скульптура Св. Георгия, созданная в середине XVIII века, выполнена в стиле зрелого барокко. Деревянная резная скульптура уникальна с художественной точки зрения и не имеет близких аналогов в Восточной Европе. Первоначально она находилась в полоцком костеле, а в 1912 году была передана в Витебский церковно-археологический музей, в 1926 году экспонировалась на 1-й Всебелорусской художественной выставке. Сейчас памятник хранится в Национальном художественном музее Беларуси.

Фото предоставлено Институтом культуры Беларуси
  
4. Царские врата первоначально хранились в Спасо-Преображенской церкви в деревне Ворониловичи Пружанского района Брестской области. Эта церковь была основана в 1644 году подканцлером ВКЛ Казимиром Львом Сапегой, сыном Льва Ивановича Сапеги. В нынешнее время их можно увидеть в Национальном художественном музее.
 
Царские врата созданы около 1644 года мастером, который владел утонченной техникой резьбы по дереву. Абсолютным новаторством стала замена традиционных иконописных изображений Евангелистов и Благовещения барельефами, в которых чувствуется влияние иконописи и гравюры; каждое изображение напоминает икону с ковчегом. Подобные произведения нехарактерны для иконостасов середины 17-го века России и Украины и относятся исключительно к белорусской школе.
 
Фото предоставлено Институтом культуры Беларуси
 
5. Орнат 18-го века. После второго и третьего разделов Речи Посполитой и вхождения ее в состав Российской империи появился запрет на ношение слуцких поясов. И тогда пояса стали жертвовать костелам и церквям, где из них шили орнаты. Один из таких орнатов (датируется 18-м веком) поступил из деревни Камаи Витебской области в 1979 году. Сейчас он хранится в Национальном художественном музее. Центральная часть орната украшена слуцким поясом, где повторяются красные горизонтальные полосы и желтые с голубым листья. Боковые части орната выполнены из светлой ткани, имитирующей персидские мотивы.
 
Фото предоставлено Институтом культуры Беларуси
 
6. Пояс Витовта. Комплект серебряных чеканных поясных пластин, известный под названием "пояс Витовта", датируется ХV — XVI веками. Пояс найден у деревни Литва Молодечненского района Минской области в начале 1990-х годов. Существует версия, что он являлся даром крымского хана Хаджи-Гирея. Пояс состоит из 11 серебряных поясных пластин, пряжки, наконечника и двух квадратных накладок и имеет признаки как латинской стилистики, так и восточной орнаментики (изображение птиц и василисков на пластинах). Все детали костюма выполнены из серебра, большинство из них украшено позолотой и чернением. Пояс хранится в Национальном историческом музее Республики Беларусь.

  Фото предоставлено Институтом культуры Беларуси
 
7. Пояс Стефана Батория. Серебряный пояс с рельефными изображениями XVII века. Ранее считалось, что он принадлежал Стефану Баторию. Пояс состоит из 17 частей с изображенными на них польскими королями и белым орлом. Сейчас хранится в Витебском областном краеведческом музее.


  Фото предоставлено Институтом культуры Беларуси
 
8. Сабля, принадлежавшая клиентеле князя Кароля Радзивилла во второй половине XVIII века, хранится в Национальном историческом музее Республики Беларусь. Сабля сделана в Западной Европе мануфактурным производством из стали, металла, дерева и кожи с насечками желтым металлом.
 
Фото предоставлено Институтом культуры Беларуси
 
9. Кавалерийский сигнальный барабан хранится в музее "Замковый комплекс “Мир”". Корпус барабана представляет собой металлическую чашу, на которую натянута мембрана, сделанная из кожи и укрепленная обручем с шестью винтами, с помощью которых настраивали высоту звучания инструмента. В XVII — XVIII веках кавалерийские барабаны, так называемые литавры, использовались в армии Радзивиллов. Звуки барабанов служили для воинов сигналом к атаке, а в тяжелой кавалерии - для передачи сигналов. С конца XVII века барабаны были задействованы в католических храмах во время торжественных церемоний.
 
Фото предоставлено Институтом культуры Беларуси
 
10. Японский меч "Хоо-но тати" ручной работы — редкий церемониальный меч начала XIX века. Он был вывезен из Японии (скорее всего — Маньчжурии) в качестве трофея в 1945 г. капитаном саперной части и приобретен Гомельским дворцово-парковым ансамблем в 1955 году. Такие мечи были у лиц, приближенных к императору. Навершие рукояти меча выполнено в виде мифической птицы Хоо (Феникс), а планка спинки выполнена в виде хвоста птицы. Сейчас меч хранится в Гомельском областном музее военной славы.
 
Фото предоставлено Институтом культуры Беларуси
 
11. Малечский клад — крупнейший из сохранившихся в стране депозитов римских серебряных денариев от I — II вв. н.э. Клад найден возле деревни Малеч Березовского района Брестской области в 1993 году. В нем есть монеты императоров Веспасиана, Тита, Домициана, Траяна, Септимия Севера, Дидия Юлиана, а также монеты, которые чеканили жены императоров от своего имени — Сабина, Фаустина Старшая и Фаустина Младшая. Также есть и варварские имитации римских денариев. Клад был спрятан в III—IV вв. н. э. и сейчас хранится в Национальном историческом музее Республики Беларусь.

  Фото предоставлено Институтом культуры Беларуси
 
12. Козьянковский клад — один из самых крупных денежных депозитов X в., открытых на европейском континенте, датирован ІХ — Х веками. Клад насчитывает 7663 куфических дирхама. Большинство монет представлено дирхамами Арабского халифата, которые эмитировались в Северной Африке, на Ближнем Востоке, в Закавказье, Иране, Афганистане и Центральной Азии. Клад был спрятан в 1-й половине 940-х гг. (не ранее 944 г.). Найден у деревни Козьянки, на правом берегу Западной Двины, на юго-западной окраине Полоцка в 1973 году. Сейчас хранится в Национальном Полоцком историко-культурном музее-заповеднике.

  Фото предоставлено Институтом культуры Беларуси
 
13. Дегтянский монетно-вещевой клад — по количеству чешских денариев клад не имеет аналогов на территории Восточной Европы. Клад состоит из 246 монет, в состав которых входят денарий Германской империи и Чехии, фрагменты куфических дирхамов Арабского халифата, а также фрагменты серебряных ювелирных изделий с мелким зернением и сканью. Клад был спрятан около 1050 года. Найден на окраине деревни Дегтяны Копыльского района Минской области в 1957 году. В наше время клад можно увидеть в Национальном историческом музее Республики Беларусь.

  Фото предоставлено Институтом культуры Беларуси
 
14. Брилевский монетно-вещевой клад — один из наиболее интересных кладов эпохи викингов на территории Беларуси. Состоит из 290 дирхамов и их фрагментов, 10 гирек-разновесов, фрагмента шейной гривны и меча, который сохранился в 10 фрагментах. Младшая монета — 890-891 года. Все монеты сделаны из серебра, железа, меди. Клад хранится в Национальном историческом музее Республики Беларусь.
 
Фото предоставлено Институтом культуры Беларуси
 
15. Клад серебряных шейных гривен датируется XI — XII веками. Гривна – украшение в виде обруча, которое носили на шее начиная с бронзового века. Есть сведения, что в одних народах их носили мужчины, а в других – женщины. Гривну носили знать или отличившиеся в боях мужчины, их вручали как знак достоинства мужчин-вождей. С XII века шейная гривна являлась исключительно женским украшением в знатных семьях. И постепенно превращалась просто в украшение как знати, так и крестьян. Представленный клад принадлежал знати. На территории Беларуси это единственный целый клад, где гривны сохранились в идеальном состоянии. Клад найден у деревни Козий Рог Буда-Кошелевского района Гомельской области в 1980 году и хранится в Гомельском дворцово-парковом ансамбле.

  Фото предоставлено Институтом культуры Беларуси
 
16. Клад золотых украшений — является единственным комплексом ювелирных изделий Х века в Беларуси. Клад состоит из 6 предметов: пяти браслетов, выполненных в разной технике ковки, литья, скручивания, плетения, и одного фрагмента гривны. Хранится в Национальном Полоцком историко-культурном музее-заповеднике.

  Фото предоставлено Институтом культуры Беларуси
 
17. Пломба-печать вислая князя Всеволода Ярославича относится к редким памятникам сфрагистики первой половины XI века и свидетельствует о политических связях Полоцка. Найдена на территории Верхнего замка у восточной стены Софийского собора. Пломба-печать принадлежала сыну Ярослава Мудрого - Всеволоду Ярославичу, в крещении Андрею. Хранится в Национальном Полоцком историко-культурном музее-заповеднике.

  Фото предоставлено Институтом культуры Беларуси
 
18. Берестяные грамоты - особый вид исторических источников, относящихся к XI-XV векам. Одна из них хранится в Могилевском областном краеведческом музее им. Е. Р. Романова и датирована 1219—1220 годами. В тексте грамоты идет речь о покупке пшеницы в неурожайный год для жителей города. Это донесение мстиславскому князю от исполнителя поручения: "Пшеницы четыре с половиной гривни… заплатил (купил?) Семён". На куске бересты длиной около 14 сантиметров и шириной 1,5 сантиметра прочерчены два ряда букв. Верхняя строка сохранилась полностью, из нижней виден только ее обрывок. Летописные сведения позволяют прийти к выводу, что на рубеже XII—XIII веков на территории Древней Руси и Мстиславльщины существовала острая потребность в закупке хлеба.
 
Фото предоставлено Институтом культуры Беларуси
 
19. Тора – рукопись конца ХVІІІ века. Хранится в Минском областном краеведческом музее. Известно, что на территории Беларуси их осталось немного, и сохранились в основном фрагменты Торы. Экспонат Минского областного краеведческого музея представляет собой целый свиток и дошел до нас в хорошем состоянии.
 
Фото предоставлено Институтом культуры Беларуси
 
20. Евангелие Петра Мстиславца, отпечатанное в 1575 году в Вильно, в Доме Мамоничей. Судя по записям XVI века, книга находилась на территории Великого Княжества Литовского. Она украшена четырьмя гравюрами с изображением евангелистов в стиле маньеризма, заставками, инициалами старопечатного стиля. На переплете накладная доска с живописным изображением евангелистов по углам; в центре — крест-распятие металлический литой. С 1981 года хранится в Ветковком музее старообрядчества и белорусских традиций им. Ф. Г. Шклярова.

  Фото предоставлено Институтом культуры Беларуси
Каталог "Сокровища музеев Беларуси" подготовлен Институтом культуры Беларуси при финансовой поддержке Министерства культуры Республики Беларусь. Для его создания была собрана экспедиционная группа, которая провела работу в более 30 музеях и фондохранилищах по всем регионам Беларуси. Составитель, автор концептуального решения каталога, руководитель экспедиционной группы — Ирина Лаптенок, проректор Института культуры Беларуси. Научный редактор – Александр Гужаловский, профессор исторического факультета Белорусского государственного университета. Председатель редакционной коллегии – Константин Ремишевский, ректор Института культуры Беларуси.

Комментарии с форума

Избранные комментарии
  • 880022 9 апреля 2014 в 14:17 из Беларуси

    alesya.star (09.04.2014 14:09) писал(a):
    Похож)))
    Только кто на кого больше?

  • valua5252 9 апреля 2014 в 14:19 из Беларуси

    Клад серебряных шейных гривен впечатляет. Это ж сколько надо было загубить людишек!

  • Ирис 9 апреля 2014 в 14:39 из Беларуси

    Не совсем понятна позиция № 3 (скульптура Св. Георгия). В чем уникальность именно этой скульптуры? В том, что это деревянная барочная скульптура или деревянное скульптурное изображение именно святого Георгия? Почему нет аналогов в Восточной Европе? В Олесском замке (подо Львовом) есть прекрасная коллекция деревянной барочной скульптуры XVI-ХIХ вв. (До 1772 года Львов и прилегающие территории входили в состав Речи Посполитой). Мастер Пинзель вообще считается местным Бернини (что во многом справедливо)https://www.google.by/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&cad=rja&uact=8&ved=0CCUQFjAA&url=http%3A%2F%2Fru.wikipedia.org%2Fwiki%2F%25D0%259F%25D0%25B8%25D0%25BD%25D0%25B7%25D0%25B5%25D0%25BB%25D1%258C&ei=8TBFU6u5B4uBywPKyoCwDQ&usg=AFQjCNGL0ZfvXLcKKbBI2zBR6yhSGXeSIg&bvm=bv.64507335,d.bGQ

  • Ирис 9 апреля 2014 в 14:45 из Беларуси

    Добавлю еще одну ссылочку про деревянную скульптуру Львовщиныhttp://www.lviv4you.com/ru/%D1%8D%D0%BA%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%81%D0%B8%D0%B8/%D0%B7%D0%B0%D0%BC%D0%BA%D0%B8-%D0%BB%D1%8C%D0%B2%D0%BE%D0%B2%D1%89%D0%B8%D0%BD%D1%8B-%D0%B7%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%8F-%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0/562-%D1%81%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D0%BF%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0-%D0%B2-%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC-%D0%B7%D0%B0%D0%BC%D0%BA%D0%B5.html Так в чем же уникальность белорусского Св. Георгия?

  • julia-ab 9 апреля 2014 в 14:48 из Беларуси

    Стефан Баторий (венг. István Báthory, польск. Stefan Batory; 27 сентября 1533, Шимлеу-Силванией - 12 декабря 1586, Гродно) - а у вас пояс датирован 17 веком....и принадлежал по легендам Баторию - не сходиться

  • valua5252 9 апреля 2014 в 14:49 из Беларуси

    Ирис (09.04.2014 14:39) писал(a):
    Не совсем понятна позиция № 3 (скульптура Св. Георгия). В чем уникальность именно этой скульптуры? В том, что это деревянная барочная скульптура или деревянное скульптурное изображение именно святого Георгия? Почему нет аналогов в Восточной Европе? В Олесском замке (подо Львовом) есть прекрасная коллекция деревянной барочной скульптуры XVI-ХIХ вв. (До 1772 года Львов и прилегающие территории входили в состав Речи Посполитой). Мастер Пинзель вообще считается местным Бернини (что во многом справедливо)https://www.google.by/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&cad=rja&uact=8&ved=0CCUQFjAA&url=http%3A%2F%2Fru.wikipedia.org%2Fwiki%2F%25D0%259F%25D0%25B8%25D0%25BD%25D0%25B7%25D0%25B5%25D0%25BB%25D1%258C&ei=8TBFU6u5B4uBywPKyoCwDQ&usg=AFQjCNGL0ZfvXLcKKbBI2zBR6yhSGXeSIg&bvm=bv.64507335,d.bGQ
    На территории осколка Речи Посполитой, под названием Беларусь - других просто нет.

  • Сапраўдны Монстр 9 апреля 2014 в 15:10 из Беларуси

    valua5252 (09.04.2014 14:19) писал(a):
    Клад серебряных шейных гривен впечатляет. Это ж сколько надо было загубить людишек!
    И у меня сразу же кровавые картинки появились в голове... Вряд ли их снимали с живых людей.

  • o.skorzeny 9 апреля 2014 в 16:18 из Беларуси

    Над топом-20 плакать хочеться, ни один предмет не тянет и на 1 000 000 долларов в денежном эквиваленте, то ли дело китайская пиала 8 см. в диаметре продана на сотби за 37 млн. доллоров США!

  • maJstraK 9 апреля 2014 в 16:32 из Беларуси

    Стефану Баторию в XVII веке Читать полностью: http://news.tut.by/culture/394343.html?trnd=89622 Яшчэ не памерла слава Францішка Скарыны ў Піцеры... цяпер і Стэфан Баторый у 17 ст перасяліўся.

  • 6228282 9 апреля 2014 в 16:40 из Беларуси

    У фото вислой печати обратной стороны текст "вверх ногами"

  • shelly_jah 9 апреля 2014 в 17:00 из Беларуси

    шкловский идол кого-то отдаленно мне напоминает... оО

  • mlf0402 9 апреля 2014 в 17:53 из Беларуси

    А шкловский идол похож на... не может быть!

  • aquarel22 9 апреля 2014 в 18:59 из Беларуси

    Як шмат у Беларусі хавалі манетных скарбаў.

  • aquarel22 9 апреля 2014 в 19:01 из Беларуси

    Ирис (09.04.2014 14:39) писал(a):
    Не совсем понятна позиция № 3 (скульптура Св. Георгия). В чем уникальность именно этой скульптуры?
    Беларусы настолькі разумныя, што ведаюць замежную культуру лепей чым сваю )) І настолькі ўпэўненыя ў сабе, што славяць іншаземную культуру больш за сваю )))

  • shkodnik 9 апреля 2014 в 19:55 из Беларуси

    Шкловский идол - продукт доморощенных идеологов...

  • laptenokirina 9 апреля 2014 в 21:54 из Беларуси

    glubochenko (09.04.2014 21:05) писал(a):
    Ирина Лаптенок и творческий коллектив института - молодцы. Даже самая незначительная вещь, хоть как связанная с отечественным прошлым, заслуживает внимания, может побудить интерес к истории. Со всеми экспонатами всё ясно, но вот вывезенный из Японии меч нужно вернуть на родину.
    А калі падлічыць, колькі нам павінны вярнуць іншыя краіны... Пытанні рэстытуцыі культурных кштоўнасцей яшчэ доўга не будуць губляць актуальнасць для нас, беларусаў. А гэты меч сапраўды каштоўная з боку мастацтва рэч.

  • valua5252 9 апреля 2014 в 22:02 из Беларуси

    Ирис (09.04.2014 19:50) писал(a):
    Уважаемый или уважаемая, может быть, для Вас лично, Львов - это иностранная культура, а для меня она родная, как Вильнюс, Краков и даже Смоленск, поскольку с 16 по 18 век это было одно государство. Между прочим, в Олесском замке родился король Речи Посполитой Ян III Собесский. Если уж король Стефан Баторий является частью нашей культуры и истории, то Ян Собесский - не меньшая ее часть. Кстати, Ян Собесский 1683 году одержал знаменитую победу над турками под Веной. Возле одной белорусской деревушки (забыла название) у дороги находятся камни с загадочными символами. Есть версия, что это надгробия шляхтичей, которые вернулись из этого похода и вскоре умерли от ран. Вот вам и зарубежная история! А еще в Олесском замке находится знаменитый мраморный бюст Барбары Радзивилл. Нужно объяснять, какое отношение она имеет к нашей культуре?! Если хотите, то рассматривайте нашу культуру как культуру территорий, которые находятся в составе теперешней Республики Беларусь. Мои взгляды на этот вопрос несколько шире. И еще, когда знаешь культуру соседей, то лучше понимаешь уникальность своей.
    Честно говоря - широта потрясает.

  • pukst 9 апреля 2014 в 22:23 из Беларуси

    Важен любой повод, любой труд, чтобы собрать нас воедино - поводов для этого у нас и так немного.

  • vovannn 9 апреля 2014 в 22:39 из Беларуси

    valua5252 (09.04.2014 14:19) писал(a):
    Клад серебряных шейных гривен впечатляет. Это ж сколько надо было загубить людишек!
    их не по одному могли носить., это и как денюжка ещё была. тут и написано-шейная гривна,были вроде и поясные,использовались не только как украшения , даже скорее не как украшение ,а как кошелёк.не все их могли иметь, одна гривна это очень большая сумма,поэтому у кого много гривень,тот и крут,отсюда они стали украшением и показом большого достатка. и женщины их стали носить значительно позже мужчин, и то,носили их в основном воины .

  • valua5252 9 апреля 2014 в 23:03 из Беларуси

    vovannn (09.04.2014 22:39) писал(a):
    их не по одному могли носить., это и как денюжка ещё была. тут и написано-шейная гривна,были вроде и поясные,использовались не только как украшения , даже скорее не как украшение ,а как кошелёк.не все их могли иметь, одна гривна это очень большая сумма,поэтому у кого много гривень,тот и крут,отсюда они стали украшением и показом большого достатка. и женщины их стали носить значительно позже мужчин, и то,носили их в основном воины .
    ... не могу представить себе воина с шестью гривнами на шее.

  • vovannn 9 апреля 2014 в 23:07 из Беларуси

    valua5252 (09.04.2014 23:03) писал(a):
    ... не могу представить себе воина с шестью гривнами на шее.
    не обязательно они все подряд,в связки тоже

  • vovannn 9 апреля 2014 в 23:08 из Беларуси

    в принципе вас с кредиткой воин вообще не представлял

  • valua5252 9 апреля 2014 в 23:11 из Беларуси

    vovannn (09.04.2014 23:07) писал(a):
    не обязательно они все подряд,в связки тоже
    ... также не представляю связку из полу колец.

  • valua5252 9 апреля 2014 в 23:13 из Беларуси

    vovannn (09.04.2014 23:08) писал(a):
    в принципе вас с кредиткой воин вообще не представлял
    ... лет через 200 ваши кредитки тоже найдут в раскопе.

  • Marina_Romanova 10 апреля 2014 в 00:05 из Беларуси

    Мммм...... Извините, друзья, а шкловский идол мне одной кого-то напоминает?

  • oberst69 10 апреля 2014 в 02:11 из Беларуси

    Как жители шкловчины далеко вперед смотрели

  • agate 10 апреля 2014 в 06:27 из Беларуси

    Аллелька (09.04.2014 14:50) писал(a):
    Вам он никого не напоминает?)))))
    А як жа! От адмаляваў!

  • agate 10 апреля 2014 в 06:30 из Беларуси

    Ну святая зямля-Шклоўшчына!І на бацьку,і на сына ён падобны! Не паверыш,што такое можа быць!

  • elkill777 10 апреля 2014 в 07:09 из Беларуси

    Потряс японский меч. Это ж надо было додуматься его включить в сей список. Подобными мечами японские офицеры императорской армии рубили на спор между собой головы китайцев - у некоторых за присест более 1000 выходило! Возможно, по этому он и занял почетное место?

  • vovannn 10 апреля 2014 в 07:52 из Беларуси

    Marina_Romanova (10.04.2014 00:05) писал(a):
    Мммм...... Извините, друзья, а шкловский идол мне одной кого-то напоминает?
    ну вас в зеркале только вы видели,мы же не знаем как вы выглядите,запостите фото своё мы сравним

  • vovannn 10 апреля 2014 в 07:54 из Беларуси

    много что то людей учеников Петросяна,вот идол аж с самой шкловщины,кого то он должен всем напомнить и обязательно,если он со шкловщины на кого то обязательно быть похожим

  • skif1986 10 апреля 2014 в 08:12 из Беларуси

    Хм... Одному мне кажется, что этого шкловского идола вырубили году эдак в 96-ом?! Странный какой-то у древних славян лысый и прищуренный бог...

  • praunik 10 апреля 2014 в 08:56 из Европы

    o.skorzeny (09.04.2014 16:18) писал(a):
    Над топом-20 плакать хочеться, ни один предмет не тянет и на 1 000 000 долларов в денежном эквиваленте, то ли дело китайская пиала 8 см. в диаметре продана на сотби за 37 млн. доллоров США!
    знаток доморощенный

  • Kasper_ 10 апреля 2014 в 12:13 из Франции

    Сравнивая с Европой и конкретно Францией --- это просто позор! Уровень Эвенков и Чукчей! Шкловский каменный Идол 10 век (слепой безрукий мастер делал) и кафедральный собор в Меце 9 век - один из красивейших соборов Европы! Когда Европа строила и проектировала соборы высотой нефа более 40 метров, Белорусы не могли обтесать камень и предать ему форму!

  • Kasper_ 10 апреля 2014 в 12:19 из Франции

    o.skorzeny (09.04.2014 16:18) писал(a):
    Над топом-20 плакать хочеться, ни один предмет не тянет и на 1 000 000 долларов в денежном эквиваленте, то ли дело китайская пиала 8 см. в диаметре продана на сотби за 37 млн. доллоров США!
    Откуда вы взяли 1 000 000?! За все вместе, в самый прибыльный для Сотби год, вы не получите за все это БАРАХЛО и 100 000 долларов !!! Почему!? - Читайте мой комент выше!

  • Kasper_ 10 апреля 2014 в 12:28 из Франции

    Навуходоносор (10.04.2014 08:48) писал(a):
    Тору в огонь
    тогда и весь ветхий завет тоже! ) ну и Коран за одно! Ведь писалось (кралось) все с Торы! )))

  • svam.vg 10 апреля 2014 в 12:54 из Беларуси

    Как можно больше и чаще пишите о таких вещах. Пусть литвины гордятся своей историей. Спасибо!

  • Kasper_ 10 апреля 2014 в 13:45 из Франции

    svam.vg (10.04.2014 12:54) писал(a):
    Как можно больше и чаще пишите о таких вещах. Пусть литвины гордятся своей историей. Спасибо!
    у литвинов еще есть на что посмотреть! И Причем тут белоруссы к литвинам!? Я был в Вильнюсе и Тракайском замке (пусть и с нуля восстановленном)! У Литовцев есть история, красивые костелы и на что посмотреть! Они не кричат на каждом углу что у нас исторические ценности и сооружения были, но вот понимаете все 100% разрушились в ВОВ! )))

  • valerikmas 10 апреля 2014 в 14:06 из Беларуси

    10. Японский меч "Хоо-но тати" ручной работы - редкий церемониальный меч начала XIX века. Он был вывезен из Японии (скорее всего - Маньчжурии) в качестве трофея в 1945 г. капитаном саперной части и приобретен Гомельским дворцово-парковым ансамблем в 1955 году. Такие мечи были у лиц, приближенных к императору. Навершие рукояти меча выполнено в виде мифической птицы Хоо (Феникс), а планка спинки выполнена в виде хвоста птицы. Сейчас меч хранится в Гомельском областном музее военной славы. Забыли упомянуть что у меча клинок не оригинал. Правда, кто и когда заменил мы уже не узнаем.

  • leod67 10 апреля 2014 в 14:15 из Беларуси

    batteries (09.04.2014 13:30) писал(a):
    О! Шкловский идол!! Знаю-знаю.......
    # 1

  • bobruichanin1 10 апреля 2014 в 14:32 из России

    Kasper_ (10.04.2014 13:45) писал(a):
    у литвинов еще есть на что посмотреть! И Причем тут белоруссы к литвинам!?
    При всём!!! беларус это литвин!!!Литовец это жемайт(жмуд),аукшайт!!!

  • fox-gun 10 апреля 2014 в 14:33 из Беларуси

    Да было время,Делали всё на века.

  • bobruichanin1 10 апреля 2014 в 14:39 из России

    Kasper_ (10.04.2014 12:28) писал(a):
    тогда и весь ветхий завет тоже! ) ну и Коран за одно! Ведь писалось (кралось) все с Торы! )))
    Тора не первоисточьник,что бы оттуда красть!!!!!

  • valua5252 10 апреля 2014 в 18:06 из Беларуси

    bobruichanin1 (10.04.2014 14:32) писал(a):
    При всём!!! беларус это литвин!!!Литовец это жемайт(жмуд),аукшайт!!!
    .., а при чём здесь литовцы?! Вам толкуют о литвинах!

  • tosipov 10 апреля 2014 в 18:53 из Беларуси

    gendo (09.04.2014 16:51) писал(a):
    а че не включили деревяный резной алтарь в буцлавском костеле из всего что я в рб видел - это впечатляет больше всего
    Деревянный алтарь более известен в Гродно, в фарном костеле

  • olegal 10 апреля 2014 в 20:46 из Беларуси

    Выход книги "Сокровища музеев Беларуси" безусловно является знаменательным событием в культуре Беларуси, а также вехой в развитии Института культуры Беларуси. Такие работы возможны благодаря невероятным усилиям и труду таких подвижников, как Ирина Лаптенок и весь ее "коллектив", включая работников многих музеев Беларуси. Такие работы являются яркими маркерами на пути культурной индентификации Беларуси. Многие комментарии свидетельствуют, что тема национальной идеи беспокоит очень многих, даже если она подана в негативном аспекте. В этом и есть главное предназначение таких трудов - они позволяют задуматься об отечественной истории, которая была и есть. Но много ли мы о ней знаем. И никакой троллинг здесь не может быть аргументом. К сожалению, мы живем в эпоху, когда высмеивается все, все воспринимается по приколу (как реакция на шкловского идола). Но суть ведь не в этом. Прикольность то приходяща, а национальная история останется в сознании. Современная Беларусь очень нуждается в священном и серьезном отношении к своему прошлому и настоящему. Данная книга также является

  • isot 10 апреля 2014 в 22:12 из Беларуси

    Князь Всеволод Ярославич умер не в 1078, а в 1093 году. Исправьте, пожалуйста.

  • kerf84 11 апреля 2014 в 08:12 из Беларуси

    Дешовый вброс для хомяков!!! Особенно первый экспонат поставлен явно ради стёба.... сама новость ниочём!

  • walter-11 11 апреля 2014 в 11:30 из Беларуси

    Piatro (09.04.2014 17:09) писал(a):
    А чаму ў спісе няма Статута ВКЛ?
    Ты хоть чуть читал этот жуткий образчик средневековой дикости?

  • Виктория_Иванова 11 апреля 2014 в 14:43 из Беларуси

    Спасибо за издание. Всё отлично выполнено! Жаль, что так редко можно увидеть такие шикарные книги в широкой продаже. Необходимо дать возможность приобрести эту книгу широкому кругу читателей, а не только специалистам в музейном деле. Книга достойна государственной награды. Это великолепный подарочный экземпляр на международном уровне.

  • georgia-1 13 апреля 2014 в 23:19 из Беларуси

    интересная информация )Понравилась статья.

  • laptenokirina 26 апреля 2014 в 12:27 из Беларуси

    AlexDigger (09.04.2014 14:20) писал(a):
    Очень интересно! Сделать бы еще подборку об утраченных музейных реликвиях.
    Алекс, чытайце на tut.by Топ-10 пропавших из Беларуси экспонатов Читать полностью: http://news.tut.by/culture/396533.html?fb_action_ids=500810153374777&fb_action_types=og.recommends