Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Кругозор


Многие ценные предметы прошлого Беларуси разбросаны по разным белорусским музеям, и чтобы увидеть их, нужно объездить всю страну. TUT.BY вместе с автором концептуального решения каталога "Сокровища музеев Беларуси" Ириной Лаптенок отобрал 20 уникальных и редких экспонатов, многие из которых никогда не покидали музейные хранилища и экспозиционные залы. В нашем топе - редкие клады, украшения 10-го века в идеальном состоянии, церемониальные мечи и доказательства боевой славы Беларуси.  

Иллюстрированный каталог "Сокровища музеев Беларуси" - первое в Беларуси издание, в котором собраны изображения и сведения о 250 наиболее ценных и редких предметах музейного фонда страны. Презентация издания состоится 10 апреля, но приобрести каталог можно будет только в Институте культуры Беларуси. 
Основными критериями для отбора экспонатов были их научная и художественная значимость, белорусское происхождение раритета, его уникальность с точки зрения национальной истории, культуры, искусства. Еще одним критерием была уникальность предмета: многие из них сохранились в единственном экземпляре на территории Восточной Европы. 
 
1. Шкловский идол – скульптурный памятник, датируемый 10-м веком. Среди каменных памятников выделяют почитаемые камни, каменные кресты, каменные идолы, каменные бабы. Практически все виды найдены на территории Беларуси, но каменные бабы и идолы – наиболее редкие из них. Шкловский идол найден у города Шклова Могилевской области на берегу реки Серебрянка в 1963 году и сейчас хранится в Национальном историческом музее Республики Беларусь.

Фото предоставлено Институтом культуры Беларуси
 
2. Барельефная икона из дерева, с резьбой и полихромией в Беларуси — большая редкость. Икона конца 17-го века происходит из деревни Вербовичи Наровлянского района Гомельской области. До Великой Отечественной войны она находилась в Белорусском государственном музее, с 1954 года — в Картинной галерее БССР (ныне Национальный художественный музей Беларуси).

Фото предоставлено Институтом культуры Беларуси
  
3. Скульптура Св. Георгия, созданная в середине XVIII века, выполнена в стиле зрелого барокко. Деревянная резная скульптура уникальна с художественной точки зрения и не имеет близких аналогов в Восточной Европе. Первоначально она находилась в полоцком костеле, а в 1912 году была передана в Витебский церковно-археологический музей, в 1926 году экспонировалась на 1-й Всебелорусской художественной выставке. Сейчас памятник хранится в Национальном художественном музее Беларуси.

Фото предоставлено Институтом культуры Беларуси
  
4. Царские врата первоначально хранились в Спасо-Преображенской церкви в деревне Ворониловичи Пружанского района Брестской области. Эта церковь была основана в 1644 году подканцлером ВКЛ Казимиром Львом Сапегой, сыном Льва Ивановича Сапеги. В нынешнее время их можно увидеть в Национальном художественном музее.
 
Царские врата созданы около 1644 года мастером, который владел утонченной техникой резьбы по дереву. Абсолютным новаторством стала замена традиционных иконописных изображений Евангелистов и Благовещения барельефами, в которых чувствуется влияние иконописи и гравюры; каждое изображение напоминает икону с ковчегом. Подобные произведения нехарактерны для иконостасов середины 17-го века России и Украины и относятся исключительно к белорусской школе.
 
Фото предоставлено Институтом культуры Беларуси
 
5. Орнат 18-го века. После второго и третьего разделов Речи Посполитой и вхождения ее в состав Российской империи появился запрет на ношение слуцких поясов. И тогда пояса стали жертвовать костелам и церквям, где из них шили орнаты. Один из таких орнатов (датируется 18-м веком) поступил из деревни Камаи Витебской области в 1979 году. Сейчас он хранится в Национальном художественном музее. Центральная часть орната украшена слуцким поясом, где повторяются красные горизонтальные полосы и желтые с голубым листья. Боковые части орната выполнены из светлой ткани, имитирующей персидские мотивы.
 
Фото предоставлено Институтом культуры Беларуси
 
6. Пояс Витовта. Комплект серебряных чеканных поясных пластин, известный под названием "пояс Витовта", датируется ХV — XVI веками. Пояс найден у деревни Литва Молодечненского района Минской области в начале 1990-х годов. Существует версия, что он являлся даром крымского хана Хаджи-Гирея. Пояс состоит из 11 серебряных поясных пластин, пряжки, наконечника и двух квадратных накладок и имеет признаки как латинской стилистики, так и восточной орнаментики (изображение птиц и василисков на пластинах). Все детали костюма выполнены из серебра, большинство из них украшено позолотой и чернением. Пояс хранится в Национальном историческом музее Республики Беларусь.

  Фото предоставлено Институтом культуры Беларуси
 
7. Пояс Стефана Батория. Серебряный пояс с рельефными изображениями XVII века. Ранее считалось, что он принадлежал Стефану Баторию. Пояс состоит из 17 частей с изображенными на них польскими королями и белым орлом. Сейчас хранится в Витебском областном краеведческом музее.


  Фото предоставлено Институтом культуры Беларуси
 
8. Сабля, принадлежавшая клиентеле князя Кароля Радзивилла во второй половине XVIII века, хранится в Национальном историческом музее Республики Беларусь. Сабля сделана в Западной Европе мануфактурным производством из стали, металла, дерева и кожи с насечками желтым металлом.
 
Фото предоставлено Институтом культуры Беларуси
 
9. Кавалерийский сигнальный барабан хранится в музее "Замковый комплекс “Мир”". Корпус барабана представляет собой металлическую чашу, на которую натянута мембрана, сделанная из кожи и укрепленная обручем с шестью винтами, с помощью которых настраивали высоту звучания инструмента. В XVII — XVIII веках кавалерийские барабаны, так называемые литавры, использовались в армии Радзивиллов. Звуки барабанов служили для воинов сигналом к атаке, а в тяжелой кавалерии - для передачи сигналов. С конца XVII века барабаны были задействованы в католических храмах во время торжественных церемоний.
 
Фото предоставлено Институтом культуры Беларуси
 
10. Японский меч "Хоо-но тати" ручной работы — редкий церемониальный меч начала XIX века. Он был вывезен из Японии (скорее всего — Маньчжурии) в качестве трофея в 1945 г. капитаном саперной части и приобретен Гомельским дворцово-парковым ансамблем в 1955 году. Такие мечи были у лиц, приближенных к императору. Навершие рукояти меча выполнено в виде мифической птицы Хоо (Феникс), а планка спинки выполнена в виде хвоста птицы. Сейчас меч хранится в Гомельском областном музее военной славы.
 
Фото предоставлено Институтом культуры Беларуси
 
11. Малечский клад — крупнейший из сохранившихся в стране депозитов римских серебряных денариев от I — II вв. н.э. Клад найден возле деревни Малеч Березовского района Брестской области в 1993 году. В нем есть монеты императоров Веспасиана, Тита, Домициана, Траяна, Септимия Севера, Дидия Юлиана, а также монеты, которые чеканили жены императоров от своего имени — Сабина, Фаустина Старшая и Фаустина Младшая. Также есть и варварские имитации римских денариев. Клад был спрятан в III—IV вв. н. э. и сейчас хранится в Национальном историческом музее Республики Беларусь.

  Фото предоставлено Институтом культуры Беларуси
 
12. Козьянковский клад — один из самых крупных денежных депозитов X в., открытых на европейском континенте, датирован ІХ — Х веками. Клад насчитывает 7663 куфических дирхама. Большинство монет представлено дирхамами Арабского халифата, которые эмитировались в Северной Африке, на Ближнем Востоке, в Закавказье, Иране, Афганистане и Центральной Азии. Клад был спрятан в 1-й половине 940-х гг. (не ранее 944 г.). Найден у деревни Козьянки, на правом берегу Западной Двины, на юго-западной окраине Полоцка в 1973 году. Сейчас хранится в Национальном Полоцком историко-культурном музее-заповеднике.

  Фото предоставлено Институтом культуры Беларуси
 
13. Дегтянский монетно-вещевой клад — по количеству чешских денариев клад не имеет аналогов на территории Восточной Европы. Клад состоит из 246 монет, в состав которых входят денарий Германской империи и Чехии, фрагменты куфических дирхамов Арабского халифата, а также фрагменты серебряных ювелирных изделий с мелким зернением и сканью. Клад был спрятан около 1050 года. Найден на окраине деревни Дегтяны Копыльского района Минской области в 1957 году. В наше время клад можно увидеть в Национальном историческом музее Республики Беларусь.

  Фото предоставлено Институтом культуры Беларуси
 
14. Брилевский монетно-вещевой клад — один из наиболее интересных кладов эпохи викингов на территории Беларуси. Состоит из 290 дирхамов и их фрагментов, 10 гирек-разновесов, фрагмента шейной гривны и меча, который сохранился в 10 фрагментах. Младшая монета — 890-891 года. Все монеты сделаны из серебра, железа, меди. Клад хранится в Национальном историческом музее Республики Беларусь.
 
Фото предоставлено Институтом культуры Беларуси
 
15. Клад серебряных шейных гривен датируется XI — XII веками. Гривна – украшение в виде обруча, которое носили на шее начиная с бронзового века. Есть сведения, что в одних народах их носили мужчины, а в других – женщины. Гривну носили знать или отличившиеся в боях мужчины, их вручали как знак достоинства мужчин-вождей. С XII века шейная гривна являлась исключительно женским украшением в знатных семьях. И постепенно превращалась просто в украшение как знати, так и крестьян. Представленный клад принадлежал знати. На территории Беларуси это единственный целый клад, где гривны сохранились в идеальном состоянии. Клад найден у деревни Козий Рог Буда-Кошелевского района Гомельской области в 1980 году и хранится в Гомельском дворцово-парковом ансамбле.

  Фото предоставлено Институтом культуры Беларуси
 
16. Клад золотых украшений — является единственным комплексом ювелирных изделий Х века в Беларуси. Клад состоит из 6 предметов: пяти браслетов, выполненных в разной технике ковки, литья, скручивания, плетения, и одного фрагмента гривны. Хранится в Национальном Полоцком историко-культурном музее-заповеднике.

  Фото предоставлено Институтом культуры Беларуси
 
17. Пломба-печать вислая князя Всеволода Ярославича относится к редким памятникам сфрагистики первой половины XI века и свидетельствует о политических связях Полоцка. Найдена на территории Верхнего замка у восточной стены Софийского собора. Пломба-печать принадлежала сыну Ярослава Мудрого - Всеволоду Ярославичу, в крещении Андрею. Хранится в Национальном Полоцком историко-культурном музее-заповеднике.

  Фото предоставлено Институтом культуры Беларуси
 
18. Берестяные грамоты - особый вид исторических источников, относящихся к XI-XV векам. Одна из них хранится в Могилевском областном краеведческом музее им. Е. Р. Романова и датирована 1219—1220 годами. В тексте грамоты идет речь о покупке пшеницы в неурожайный год для жителей города. Это донесение мстиславскому князю от исполнителя поручения: "Пшеницы четыре с половиной гривни… заплатил (купил?) Семён". На куске бересты длиной около 14 сантиметров и шириной 1,5 сантиметра прочерчены два ряда букв. Верхняя строка сохранилась полностью, из нижней виден только ее обрывок. Летописные сведения позволяют прийти к выводу, что на рубеже XII—XIII веков на территории Древней Руси и Мстиславльщины существовала острая потребность в закупке хлеба.
 
Фото предоставлено Институтом культуры Беларуси
 
19. Тора – рукопись конца ХVІІІ века. Хранится в Минском областном краеведческом музее. Известно, что на территории Беларуси их осталось немного, и сохранились в основном фрагменты Торы. Экспонат Минского областного краеведческого музея представляет собой целый свиток и дошел до нас в хорошем состоянии.
 
Фото предоставлено Институтом культуры Беларуси
 
20. Евангелие Петра Мстиславца, отпечатанное в 1575 году в Вильно, в Доме Мамоничей. Судя по записям XVI века, книга находилась на территории Великого Княжества Литовского. Она украшена четырьмя гравюрами с изображением евангелистов в стиле маньеризма, заставками, инициалами старопечатного стиля. На переплете накладная доска с живописным изображением евангелистов по углам; в центре — крест-распятие металлический литой. С 1981 года хранится в Ветковком музее старообрядчества и белорусских традиций им. Ф. Г. Шклярова.

  Фото предоставлено Институтом культуры Беларуси
Каталог "Сокровища музеев Беларуси" подготовлен Институтом культуры Беларуси при финансовой поддержке Министерства культуры Республики Беларусь. Для его создания была собрана экспедиционная группа, которая провела работу в более 30 музеях и фондохранилищах по всем регионам Беларуси. Составитель, автор концептуального решения каталога, руководитель экспедиционной группы — Ирина Лаптенок, проректор Института культуры Беларуси. Научный редактор – Александр Гужаловский, профессор исторического факультета Белорусского государственного университета. Председатель редакционной коллегии – Константин Ремишевский, ректор Института культуры Беларуси.