Фото: Александр Корсаков, /

12 декабря открылась выставка "маляваных дываноў" Алены Киш "На счастье" в Художественной галерее Михаила Савицкого (пл. Свободы, 15). Белорусская Пиросмани создавала произведения искусства для простых крестьян. Ее ковры висели на стенах наших предков и напоминали о прекрасном, а теперь, возможно, в них хранят зерно на чердаках.  

Фото: Александр Корсаков, TUT.BY

Традиция рисовать ковры на счастье стала популярной в 1920-е годы. Как раз в самые тяжелые времена (НЭП, коллективизация, затем война и послевоенные годы, голод и разруха) наивные изображения лучшего из миров висели у кроватей наших предков в деревнях. Их очень часто делали на заказ по случаю торжества или важного события. Алена Киш зарабатывала на жизнь своим творчеством, в те времена это было редкое явление для женщины. Причем платили не деньгами, а крупой, хлебом, продуктами или даже временным жильем. Она вышла за рамки ремесленничества и малого бизнеса и нашла свой неповторимый живописный язык, превратив "маляванки" в искусство. Родом из деревни Грозово на стыке Полесья и Минщины, она изображала полесскую природу, на ее коврах можно найти черты барокко и иконописи.

Как рассказали организаторы о жизни Алены Киш, в деревне к ней относились как к не очень здоровому человеку. Ее семья не занималась сельским хозяйством, а отец по возвращении из поездок привозил дочери платья. Деревенская женщина создавала свой идеальный мир, рай, очень напоминающий "Город золотой" Гребенщикова (и это в 1930-е годы). К сожалению, с развитием промышленности рукотворные ковры утратили свою популярность, и творчество Алены Киш стало не востребованным. Одна из организаторов назвала ее белорусской Офелией, 60-летней, с никому не нужным даром (Алена Киш покончила жизнь самоубийством, утопилась). Искусство "маляванок" оказалось надолго забытым, и теперь в деревнях на чердаках может храниться целое наследие, по нему ходят ногами, в нем хранят зерно или завешивают им дверь от мух.

Фото: Александр Корсаков, TUT.BY

Фото: Александр Корсаков, TUT.BY

Фото: Александр Корсаков, TUT.BY Фото: Александр Корсаков, TUT.BY

Фото: Александр Корсаков, TUT.BY

Алена Киш представляет Беларусь в мировом ряду представителей наивного искусства. Ее имя внесено во "Всемирную энциклопедию наивного искусства", посвященную 100-летию творческой деятельности французского художника Анри Руссо. Там собраны 800 имен из 50 стран мира, и среди таких художников, как Нико Пиросмани, – наша соотечественница. Татьяна Бембель, куратор выставки, посетовала, что предложили включить Алену в энциклопедию не белорусы, а иностранцы. "Мы должны гордиться своим наследием. Просто мы еще не знаем свои героев. А данная выставка восполняет недостаток движения в принятии творчества художника на родине", - заключила она.

Исправить это взялись кураторы выставки во главе с Белорусским народным банком, который финансировал реставрацию двух ковров Алены, купил экземпляр "Всемирной энциклопедии наивного искусства", чтобы была возможность изучать творчество Алены Киш. Представленная коллекция – из фондов Историко-культурного музея-заповедника "Заславль", впервые можно увидеть ковры из частной коллекции Владимира Басалыги и минчанки Ирины Пустоваловой. Ее бабушки и дедушки заказывали ковры Алене, и потом они передавались по наследству.

Фото: Александр Корсаков, TUT.BY

Фото: Александр Корсаков, TUT.BY

Фото: Александр Корсаков, TUT.BY Фото: Александр Корсаков, TUT.BY


Фото: Александр Корсаков, TUT.BY

Фото: Александр Корсаков, TUT.BY

Фото: Александр Корсаков, TUT.BY
Выставка продлится до 15 января 2014 года. В будущем планируется также организовать мастер-класс "маляванок" для детей. Есть идея создания Музея наивного искусства в Минске, но это лишь проект в далеко обозримом будущем. На выставке также можно увидеть фильм об Алене Киш, созданный режиссером Галиной Адамович.

Фото: Александр Корсаков, TUT.BY
 
{banner_819}{banner_825}
-20%
-25%
-15%
-20%
-10%
-20%
-20%
0063385