Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Кругозор


Работы белорусских фотографов в составе коллекции Восточно-Европейской фотографии нью-йоркского коллекционера выставлены на торги известного аукционного дома "Сотбис". В коллекции представлены 8-9 белорусских имен. Это работы, которые были созданы в конце 1980-х - 1990-х годах, когда белорусская фотография особенно ценилась. Торги состоятся 5 июня - их исхода с любопытством ожидают и сами фотографы.

Новость о том, что их работы выставлены на одном из самых престижных мировых аукционов, для белорусских авторов оказалась неожиданной. "Наши работы сейчас живут своей жизнью. И если бы не случай, мы могли и не узнать, что они появились на "Сотбис", - рассказал TUT.BY фотограф Сергей Кожемякин. Примечательно, что белорусских фотографов на таких аукционах, как "Сотбис", еще не было.

 
История этих фотографий начиналась еще в 1990-х, когда наши фотографы активно выставлялись на Западе. Неизвестный коллекционер из Нью-Йорка несколько десятков лет последовательно собирал советскую, российскую, прибалтийскую, восточно-европейскую фотографию. В коллекции представлены такие известные имена, как Комар и Меламид, Борис Михайлов, Игорь Мухин, Владимир Куприянов. Некоторые белорусские имена в собрании: Галина Москалева, Игорь Савченко, Иван Петрович, Сергей Кожемякин, Александр Слюсарев, Владимир Шахлевич.

 
Связывает эту коллекцию в первую очередь личность самого коллекционера: когда человек собирает коллекцию, у него есть какая-то концепция и идеи и он последовательно выбирает фотографии, которые ложатся ему в коллекцию.
 
"Сейчас на "Сотбис" эту коллекцию предоставил кто-то неизвестный, - рассказывает фотограф. - Есть предположение, что сам коллекционер умер, и его родственники выставили эту коллекцию на торги. Но это только моя версия".
 
О том, что работы выставлены на "Сотбис", фотографы узнали случайно - через комментарий куратора торгов под публикацией о Сергее Кожемякине в разделе "Встреча с легендой". Куратор искала авторов, чтобы уточнить необходимые технические детали, названия, тираж работ. Авторы не являются участниками торгов. Но для них это очень важно: работы попали на мировой арт-рынок и сейчас фотографы с нетерпением ждут торгов - интересно, как работы будут оценены. 
 
Оценка фотографии - это так называемый стэйтмент, накопленный потенциал фотографий. Специалисты оценивают в совокупности известность автора, известность работ, попадание работ в историю фотографии - это целый набор, из которого складывается оценочная стоимость.
 
Работы Сергея Кожемякина оценены в среднем от 2 до 8 тысяч фунтов стерлингов. Минимальная оценка работ в коллекции - 1 тысяча фунтов стерлингов, максимальная - 80 тысяч (1 тысяча фунтов стерлингов примерно равна 1519 долларам).
 
Работы Сергея Кожемякина, представленные в этой коллекции, делались в конце 1980-х - начале 1990-х. На советском пространстве белорусская фотография в то время очень ценилась, в центре всех фотособытий был клуб "Минск", поэтому авторы знакомы между собой еще с тех пор.
 
Интересна серия Сергея Кожемякина с изображением постамента Ленина. "Нам было по 30 лет - жили в одной стране, воспитывались на одних ценностях, в идеалах старых клише, - вспоминает автор. - На фотографии изображен меняющийся памятник Ленину - такая трансформация образа. В это время нас из постсоветской традиционной фотографии сразу занесло в постмодернизм". По словам Сергея Кожемякина, в работе использован принцип секвенции: один и тот же образ напечатан с разной плотностью - от белого переходит в черное. Это показывает трансформацию отношения к прошлому. Сейчас эти фотографии имеют скорее историческую ценность - как визуальный антиквариат.

 
"К сожалению, мы всегда теряем то, что у нас есть, - говорит Кожемякин. - Фотографию у нас до сих пор не считают серьезным искусством и нет у нас специалистов, которые могут оценить работы. Даже музеи в каком-то смысле у нас боятся работать с фотографией".
 
Кстати, не так давно российский музей Россфото включил белорусскую фотографию 1990-х в постоянную коллекцию музея в Питере. "А мы, получается, всегда начинаем с нуля", - сокрушается известный фотограф. Интересно, найдется ли белорусский меценат, который захочет выкупить часть белорусской фотоистории из этой коллекции "Сотбис".