Коронавирус
Выборы-2020
Отдых в Беларуси


Антон Сидоренко специально для TUT.BY

Антон Сидоренко, кинокритик
Бородатая шутка про то, что кино может быть “хорошее, плохое и производства киностудии “Беларусьфильм”, похоже, потеряла свой смысл. С развитием цифровой революции кино стало делиться на хорошее, плохое и снятое вчерашним школьником за 300 баксов на зеркальный фотоаппарат. Потраченная на съемки сумма может варьироваться, камера может быть как и айфоном последней модели, так и вполне себе профессиональным RedOne’ом. Но суть остается прежней: такое кино смотрят исключительно из любопытства.

Ленту 22-летнего минчанина Кирилла Нонга "Снимать на поражение" многие молодые белорусские киноманы смотрят не просто с любопытством, но с восхищением и плохо скрытой завистью, а то и раздражением. Еще бы! Возникший из ниоткуда молодой человек смог сделать вполне смотрибельное кино. По картинке фильм Нонга немногим уступает боевикам, снятым за солидные бюджеты на крупных студиях. И, с первого взгляда, может показаться настоящей сенсацией в мире отечественного кино. Ведь большинство последних картин с маркой того же "Беларусьфильма" - скромные телемувики с расчетом на соответствующую аудиторию. Нонг же смело вторгся во владения Голливуда.

Сюжет "Снимать на поражение" хоть и не отличается новизной, зато куда интересней аморфных историй в большинстве любительских фильмов. Группа энтузиастов, снимающих шпионский боевик, внезапно попадает в разборки то ли настоящих спецслужб, то ли просто настоящих бандитов. Энтузиасты кино не теряются и используют кадры с взаправдашними разборками для своего боевика. Причем место действия фильма конкретно не обозначено. Хотя в кадре и мелькают минский проспект Независимости и улица Немига.

Снята картина вполне лихо - с множеством погонь на дорогих авто, стрельбой из автоматического оружия и пресловутым вертолетом со дворцом олигарха в придачу. Чувствуется, что Кирилл Нонг не зря провел время в Нью-Йоркской киноакадемии, где, как утверждается на его сайте, прошел курс режиссуры. В течение, по крайней мере, 50 минут он вполне грамотно удерживает внимание зрителя с помощью типично голливудских приемов и выверенного монтажа. В отличие от своих белорусских коллег-дебютантов, которые и после полного курса обучения в местной Академии искусств порой весьма далеки от умения снимать зрелищное кино на современном уровне.

Разумеется, до идеала Кириллу Нонгу пока еще очень далеко. Самое слабое место "Снимать на поражение" - плохо прописанные диалоги, а также актеры-любители с абсолютно невыразительными лицами и игрой. С другой стороны, есть и сильное место, это как раз звук, качественно записанные шумы и т.п, над которыми явно работали профессионалы. Корявые диалоги тоже озвучены на вполне пристойном уровне. Как следует из титров, на озвучке картины работал один из лучших мастеров дубляжа в Беларуси – актер Театра-студии киноактера Александр Кашперов.


Снимать на поражение (трейлер) / Shoot to Film (trailer) from Chris Nong on Vimeo.

На музыке Нонг здорово сэкономил, заимствовал уже готовые мелодии. Вошла ли оплата авторских прав в пресловутые 2700 долларов, не сообщается. Чужой музыкой создатель фильма распорядился грамотно, в нужных местах подпирая ей разрывы в ритме картины. Неизвестно, удалось ли бы Нонгу сделать полноценный полнометражный фильм на полтора часа. На 50 минут его сюжета вполне хватило.

Правда, все ремесленные достоинства ленты Нонга остаются на втором плане из-за вторичности самой идеи. Многие из использованных Нонгом приемов отдают распространенными штампами. Даже операторские приемы под конец небольшой, в сущности, картины начинают приедаться. Так что растянуть "Снимать на поражение" до полноценной полуторачасовой истории у Нонга вряд ли бы получилось. Появись его картина в широком прокате, ее, несомненно, отнесли бы к категории В. Очевидно, что молодой режиссер перестарался, слишком активно равняясь на голливудские образцы. В идейном смысле его фильм ничем не отличается от хоумвидео, снятого четырнадцатилетним тинейджером на домашнем ковре с участием кошки Люськи и армии оловянных солдатиков.

Смотрела бы белорусская публика "Снимать на поражение", если бы предварительно не попала под обаяние истории его создателя? Вопрос риторический. Современные кинотехнологии - это не только компьютеры и спецэффекты, но, в первую очередь, оригинальные маркетинговые ходы, умение привлечь к себе внимание зрителя. Дебютанту Кириллу Нонгу привлечь зрителя удалось. Но, думается, вовсе не пользователь белорусского инета является его главной целью.

"Снимать на поражение" выглядит как домашняя работа отпущенного на каникулы студента голливудской киношколы, в которой старательный ученик последовательно выполняет все заданные на дом задания. Собственно, именно поэтому Кирилл, который предпочитает называть себя на своем сайте Крисом, постарался, чтобы его фильм минимально напоминал о тех местах, где снимался. Ну в самом деле, где вы видели в Минске олигархов или разборки спецслужб?..:) Само название картины рассчитано, скорее, на англоязычного зрителя – "снимать" и "стрелять" на языке Стивена Спилберга и Джорджа Лукаса звучит одинаково. В общем, главный профит от своего дебюта Крис Нонг получит, когда будет показывать его продюсерам – потенциальным работодателям.

Не так важно, в какой стране это произойдет, в Америке, Германии или России. Понятие "Голливуд" давно стало вполне интернациональным. Интересно то, что в Беларуси возможно появление новой генерации кинематографистов, которая полностью воспитана на голливудском кино и хочет развиваться именно в этом направлении. Кирилл Нонг, уверен, здесь только первая ласточка. В отличие от некоторых других деятелей белорусского "независимого" кино, которые в совершенстве освоили только мастерство самопиара, создатель "Снимать на поражение" производит впечатление вменяемого и обучаемого человека, который хочет и может стать профессионалом.

К сожалению, для того чтобы все таланты Кирилла Нонга раскрылись в полную силу, ему, скорее всего, все-таки придется стать Крисом. Перейти в иную весовую категорию он сможет только после того, как займет свое достойное место в киноиндустрии. Которой у Беларуси сейчас просто нет. Поэтому попытки одиночек снимать "под Голливуд" обречены на обсуждение в одном лишь интернете. "Снимать на поражение" попытка энтузиастами-непрофессионалами сделать кино по индустриальным канонам. Попытку можно засчитать и пожелать Крису Нонгу найти себе профессионального продюсера, сценариста, оператора, композитора, актеров и т.д. И все у него получится.
-20%
-20%
-25%
-25%
-40%
-55%
-21%
-25%