Владимир Воложинский, фото автора,

Если Борисов - довольно известный город, а после нескольких победных матчей футбольного клуба БАТЭ вообще у всех на слуху, то Зембин неподалеку от него - нераскрученная страничка нашей истории. Именно о нем пойдет речь в нашем материале.

Недавно Белорусское добровольное общество охраны памятников истории и культуры провело выездной семинар по фотофиксации объектов еврейского культурного наследия в Зембине и Борисове. Среди участников поездки оказался и корреспондент TUT.BY.

 

Зембин еврейский


Первым объектом стало старое еврейское кладбище, расположенное на западной окраине поселка рядом с автодорогой Логойск - Зембин. Здесь, на пригорке, в нескольких десятках могил покоится прах живших в этих местах в 18-20 веках евреев.

Фото: Владимир Воложинский

Среди густой травы можно обнаружить надмогильные камни с надписями на идиш и иврите….

Фото: Владимир Воложинский

Фото: Владимир Воложинский

Фото: Владимир Воложинский

Одиночные полуповалившиеся столбы определяют периметр этого кладбища.

Фото: Владимир Воложинский

Евреи стали селиться в Зембине с 1783 года, и с того времени он начал быстро расти. В результате изменился этнический состав местечка, что отразилось на его внешнем облике. Если раньше на торговой площади стояла церковь, то вскоре на ее месте возвели синагогу (просуществовавшую до Второй мировой войны), а новую церковь построили в стороне от центра.

К XX веку Зембин обретает вид типичного белорусского местечка с сопутствующим ему еврейским колоритом.
"В 24 верстах к северу-западу от Борисова, недалеко от реки Гайны лежит местечко Зембин; оно расположено на старом виленском тракте, среди лесов и болот, вследствие чего население его страдает от лихорадок. По последним данным, в местечке числится до 700 душ, причем преобладают в населении евреи; здесь есть православная церковь, костел, еврейский молитвенный дом и сельская школа. Церковь недавно перестроена и находится на месте прежней Михайловской церкви, построенной помещиком Сержпутовским в 1811 году на месте еще более ранней, сгоревшей церкви. Евреи местечка Зембин занимаются мелкой торговлей, а мещане – исключительно земледелием. Местечко Зембин – одно из древнейших поселений Северо-Западного края; здесь в окрестностях сохранилось много доисторических курганов и городищ, но сведений, относящихся исключительно к местечку нет…" – отмечается в издании "Россия: Полное географическое описание нашего отечества" 1905 года выпуска.
 
Почти напротив кладбища, через дорогу, находятся руины кирпичного завода. Сейчас на этом месте остатки фундаментов.

Фото: Владимир Воложинский

Следующим объектом по пути следования, достойным внимания, явилось строение, в котором некогда находилась миква и баня.

Фото: Владимир Воложинский
Фото: Владимир Воложинский
Строение бывшей миквы относится ко второй половине XIX века.
 
В буквальном смысле "миква", "микве" означает "собрание, скопление" воды. Миква – это специальная постройка, представляющая собой водный резервуар для омовения (твила) в тех случаях, когда Библия требует "омыть тело водою", а также в случаях нарушения ритуальной чистоты. Как правило, к ним относят прикосновения к мертвому телу или к тому, кто прикасался к мертвецу, пребывание под одной крышей с мертвецом, прикосновение к мертвым животным, семяизвержение, выделение менструальной крови у женщин, зараженность проказой или гонореей. Омовение в микве предписывается также после родов и при переходе в иудаизм.

Фото: Владимир Воложинский

Миква находится на северо-западе от центра поселения, между усадебных участков, которые расположены вдоль главных улиц поселка рядом с рекой Зембинкой.
 
В средние века многие места для ритуального очищения служили банями, в частности, из-за запрета евреям мыться в реках вместе с христианами. (В настоящее время при них работают отдельные кабины с ванной, купание в которых наряду с расчесыванием волос, снятием лака с ногтей и т. п. служит подготовкой для омовения).
 
Фото: Владимир Воложинский
Участок стены миквы.
 
Строится миква с учетом нескольких обязательных требований: ее пол и стены не должны допускать просачивания или утечки воды, а вода в ней должна быть стоячей. Минимальное количество составляет от 250 до 1 тыс. литров. Это количество воды должно быть собрано естественным путем - миква наполняется дождевой водой или водой, поступающей из реки на указанное выше количество (но ни в коем случае вода не должна быть доставлена в сосудах). После этого может быть добавлено любое количество жидкости из других источников.
 
Общество охраны памятников подготовило и направило в Министерство культуры предложение по приданию статуса историко-культурной ценности зданию бывшей миквы.
 
Известен Зембин и тем, что здесь родился Изя Харик, знаменитый еврейский поэт и общественный деятель, один из основателей еврейской литературы в Советском Союзе. Вырос он в бедной еврейской семье, отец был сапожником, дед (с материнской стороны) был известным в Зембине бадханом (скоморох, весельчак, шут, развлекающий гостей во время семейных торжеств, в основном свадеб, иногда похоронах).
 
Фото: Владимир Воложинский
В детстве Харик посещал хедер, затем русскую начальную школу. С восторгом принял Октябрьскую революцию и коммунистическую идеологию. Об этом и первые его стихи.
 
Фото: Владимир Воложинский
Дом, где родился и провел детство Изи Харик.

С 1917-го по 1919 год служил в рабочем профсоюзе, был директором школы, затем библиотекарем в Минске. В 1919 году добровольцем ушел в Красную армию, воевал в Беларуси. В 1920 году он впервые опубликовал свои стихи под псевдонимом А. Зембин. Работал редактором еврейского журнала "Штерн" ("Звезда"), был членом президиумов союзов писателей СССР и БССР. При жизни вышли более десяти книг его стихов и поэм на идиш. В сентябре 1937 года Изи Харик был арестован, а спустя полтора месяца, 28 октября, Военная коллегия Верховного суда СССР подписала ему смертный приговор. В ночь с 28 на 29 октября 1937 года в Минске были расстреляны 22 белорусских и еврейских писателя Беларуси. Среди них был и Изи Харик.

Еврейское население доминировало в населенном пункте до Второй мировой войны. В годы Великой Отечественной войны в Зембине стоял немецкий гарнизон, планомерно осуществлявший уничтожение местного еврейского населения. 17 июля 1941 года немецкие каратели уничтожили 927 жителей Зембина еврейской национальности. Об этом свидетельствует небольшой мемориал, установленный в нескольких сотнях метров к северу от городка.
 
В современном Зембине следы еврейской культуры можно проследить также по ряду сохранившихся до наших дней деревянных домов-магазинов начала XX в.
 
Но не только еврейской составляющей известен Зембин. Поселение это древнее и имеет богатую историю. Наиболее раннее письменное упоминание о Зембине датируется 1526 годом. В то время здесь располагалась большая усадьба, которой владели Радзивиллы. Зембин на протяжении веков принадлежал ряду известных шляхетских родов. В разное время его владельцами, помимо Радзивилов, были: Кишки, Саковичи, Потоцкие, Войно-Ясенецкие, Хрептовичи, Лиходзиевские и Хелховские.

 

Доминиканцы, Меньшиков и Наполеон


В 1640 году в Зембине был основан монастырь ордена доминиканцев. Инициаторами этого были Адам Сакович и его жена Марианна, урожденная Тышкевич. Монахам был отдан деревянный костел Вознесения Девы Марии, возведенный в 1609-м году. Щедрая супружеская чета отписала монастырю и фольварк Поляны с правом удить рыбу из окрестных озер, варить и продавать медовуху, пиво и прочее спиртное. Монахи-доминиканцы наладили дело, а вырученные деньги пускали на содержание монастырской библиотеки. Кстати, местная библиотека была в свое время самой богатой в крае.

В феврале 1708 года (во время Русско-шведской войны) местечко это облюбовал любимец русского царя Петра I Александр Меньшиков. Кавалерия под его началом харчевалась на здешних подворьях, а когда все было съедено и выпито, ускакала в Борисов.

В 1790 деревянный костел сгорел, и через 20 лет на его месте был воздвигнуто новое монументальное сооружение из кирпича. При монастыре образовалась школа, имелась большая библиотека, сгоревшая во время войны 1812 года.
 
29 ноября 1812 года в местечке провел ночь Наполеон. Через Зембин отступала изрядно поредевшая после переправы через Березину его "Великая армия". Легенда гласит, что в храме исповедовался смертельно раненый французский генерал (по другим сведениям главный капеллан большой армии). Здесь он умер и был похоронен.
 
В XIX веке костел был конфискован в казну и восстановлен как религиозный храм в самом начале XX века. Его даже успели отреставрировать, но в 1932 году советская власть закрыла его снова. С тех пор костел постепенно разрушался, и сейчас от него осталась только фронтальная стена со скульптурой Девы Марии под крестом да горы кирпича между остатками стен внутри. 
 
Фото: Владимир Воложинский

Фото: Владимир Воложинский
Руины костела Вознесения Пресвятой Девы Марии (1809) в Зембине

Фото: Владимир Воложинский

Фото: Владимир Воложинский

Рядом с костелом находилось католическое кладбище, за годы советской власти пришедшее в полное запустение. Весной 2012 года стараниями волонтеров Белорусского добровольного общества охраны памятников истории и культуры оно было частично восстановлено и облагорожено.

Фото: Владимир Воложинский

Фото: Владимир Воложинский

К сожалению, здание продолжает разрушаться, денег на его консервацию и реставрацию нет. В скором времени мы сможем потерять это уникальное сооружение, являющееся последним в Беларуси культовым сооружением барокко, возведенным в эпоху классицизма.

В Зембине мирно уживались православие, католицизм и иудаизм. В 1866 году, например, местечковцы в зависимости от вероисповедания прилежно посещали православную церковь, католический храм или синагогу и это было вполне нормально.

 

Православный Зембин


Следующим пунктом остановки группы в Зембине была Свято-Михайловская церковь.
 
Фото: Владимир Воложинский
Церковь Святого Архангела Михаила.

История ее уходит корнями в глубь веков и неразрывно связана с историей этого некогда многолюдного местечка, расположившегося на старинном тракте из Москвы в Вильно. Когда-то здесь была мостовая с каменной брусчаткой, деревянные тротуары - они сгорели во время пожара 1900-го года. Во время этого же пожара сгорел и храм: он также был деревянным. И тогда был разработан проект церкви из красного кирпича, которая и начала строиться в 1903 году. По рассказам старожилов, за кирпичом для храма снаряжались большие обозы аж в Вильно. В 1908-м новое здание храма было освящено.

В атеистические годы храм использовали как склад, колхозную молотилку. Однако в те годы церковь устояла, пережила она и страшные годы Великой Отечественной войны.
 
Главный урон понес храм уже в мирные 1960-е годы. Как это случилось, поведал настоятель храма отец Андрей. В 1966 году в деревне Зембин киностудия "Таджикфильм" снимала несколько эпизодов для художественного фильма "Перекличка". По замыслу авторов фильма, советский танк должен был легко разрушить кирпичную стену и въехать в церковь с тем чтобы уничтожить засевших изнутри фашистов. Однако ни с первого, ни со второго дубля пролом в метровой стене сделать не удалось. Тогда ради эффектных кадров была специально взорвана алтарная часть храма, проем заложен бутафорским кирпичом, после чего и был отснят "триумфальный" въезд танка в церковь. Кстати, роль молоденького танкиста Бородина в этом фильме исполнял нынешний мэтр российского кинематографа, поборник культуры и православия Никита Михалков…
 
После вандального взрыва алтарной стены храм оставался полуразрушенным долгие годы.

Фото: Владимир Воложинский

Фото: Владимир Воложинский

Продолжается восстановление одной из православных жемчужин Борисовщины - церкви Святого Архангела Михаила в деревне Зембин.
 
Работы по возрождению храма практически из руин начались два года назад, с назначением в Зембинский приход настоятелем иерея отца Андрея (Капульцевича). Молодой священнослужитель сумел привлечь к богоугодному делу меценатов и благочестивых людей. Соработничество прихожан, жертвователей и настоятеля буквально вдохнуло новую жизнь в порушенную святыню.

Фото: Владимир Воложинский

Фото: Владимир Воложинский

Всего в нескольких метрах от тыльной части храма издревле располагалось кладбище. В пределах церковной ограды в XIХ веке хоронили меценатов храма, благочестивых людей. На одном из найденных здесь крестиков стоит дата: 1861 год. Найдены даже монеты Великого княжества Литовского, шведские пули.
 
При восстановительных работах часто обнаруживаются снаряды времен войны, а также останки людей, расстрелянных фашистами. В храме останки отпевают и перезахоранивают на территории кладбища. Здесь же, внутри церковной ограды, захораниваются и остатки старинных кирпичных стен храма: они намоленные, и выбрасывать их нельзя.
 
После завершения строительных работ планируется восстановить и старинное кладбище, а также поставить часовню в память обо всех людях, здесь захороненных.

 

Зембинская Надежда

 
С местечком Зембин связано и имя Надежды Ходасевич-Леже. Известная французская художница, белоруска Надежда Ходасевич-Леже (1902/1904–1983) на протяжении всей жизни помнила о годах юности, проведенным в Зембине (семья Ходасевич в 20-е годы ХХ в. перебралась на родину ее матери - в Зембин), которому впоследствии презентовала ряд факсимильных репродукций шедевров мирового искусства для создания картинной галереи.
 
Фото: Владимир Воложинский
Надежда Ходасевич

Надежда Ходасевич стала известной французской художницей и музой знаменитого живописца и скульптора Фернана Леже.

Она с самого детства хотела рисовать и жить в Париже. Надя без разрешения родителей сбежала учиться живописи в Смоленск, оттуда - в Варшаву, где вышла замуж, и уже вместе с мужем отправилась в Париж, в академию своего кумира и учителя Фернана Леже, который сам их пригласил. Во время Второй мировой войны была активной участницей французского Сопротивления.

После войны помогала русским эмигрантам, организовав аукцион, на котором выставлялись картины Пикассо, Леже. После смерти жены учителя Надежда Ходасевич выходит за него замуж и прибавляет к своей фамилии Леже. Теперь в их доме часто собирались самые известные люди России и Франции. После смерти мэтра Надежда вернулась к своему первому мужу, и вместе они открыли музей в память о мастере, который передали в дар Франции. Сама Ходасевич-Леже стала известной в монументальном искусстве, ее мозаичные портреты современников выставляются во многих галереях мира. Была активной сторонницей развития франко-советских отношений, за что удостоена ордена Трудового Красного Знамени и ордена Почетного легиона Франции.
 
Такова краткая история этого замечательного уголка нашей родины….