Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Кругозор


Дмитрий Безкоровайный,

В конце прошлой недели литовская столица праздновала День города. Несмотря на "неюбилейность", 689-й день рождения отличался от предыдущих – в его рамках впервые прошел Международный музыкальный фестиваль Vilnius Music Week.
 
Главная идея фестиваля – продвижение молодых талантов и, прежде всего, живых групп. Под это городские власти отдали лучшее время (с 17 до 22 часов) на трех сценах самого что ни на есть центрального проспекта Гедеминаса. К ночи к музыкальному марафону подключались клубы Loftas, Tamsta, Soulbox, Studio 9. Все эти площадки на протяжении трех дней радовали публику звучаниями самых разных стилей – от рока и электроники до рэпа и фолка.
 
Фото: Darius Gražys
Фото: Darius Gražys
 
Публику такой поворот событий, кажется, ни капли не смутил. И стар и млад вечерами спокойно прогуливались по проспекту, задерживаясь не только возле многочисленных развлечений и открытых кафе, но и возле сцен. Благо, напугать даже самых далеких от современной музыки выступавшие вне клубов артисты не могли – хэви-метал, панк и другие неоднозначные для массовой публики направления фестиваль не охватывал.
 
Самой альтернативной площадкой была небольшая сцена возле Драматического театра. Среди прочих на ней свое творчество представила группа The Perfect Pill – новый проект Германаса Скориса, лидера распавшейся в начале года группы IR (белорусы могут ее помнить по фестивалю "Басовішча 2006"). Теперь он в тандеме с "прижившимся" в Литве американским барабанщиком Джошем Макклангом играет громкий и сложносочиненный альтернативный рок.
 
Фото: Мария Жемчужная
The Perfect Pill. Фото: Мария Жемчужная
 
Из увиденного на открытых сценах также запомнился молодой автор/исполнитель Маркас Палубенка (кстати, по корням наполовину белорус), а-ля балканский ансамбль Banda Dzieta, поп-рокеры Colours Of Bubbles и уже известные в Литве своими электро-поп-гимнами Golden Parazyth. Из выступавших на клубных сценах можно выделить инди-рокеров Without Letters и Rasabasa. Но список можно продолжать достаточно долго, поскольку фестиваль четко зафиксировал – современной музыки на любой вкус в Литве действительно много.
 
Banda Dzieta. Фото: Darius Gražys
 
Среди зарубежных гостей приятно было увидеть наше этно-трио "Троица". Также выступили артисты из Эстонии, Латвии, Грузии. И это не считая самой главной сцены на Кафедральной площади, где уже просто в рамках дней города публику радовали звездные Leon Somov & Jazzu (Литва), яркие и мегапопулярные на родине Instrumenti (Латвия), а также известные британцы Dirty Vegas и Chicane.
 
Между тем каждый день до начала концертов в рамках Vilnius Music Week проходили лекции и дискуссии на тему различных аспектов творчества и современной музыкальной индустрии, которые могли бесплатно посетить все желающие. Своим опытом с собравшимися делились менеджеры групп Gotan Project (Франция) и Brainstorm (Латвия), журналисты изданий "Guardian" (Великобритания), "Clash" (Великобритания), "Vice" (США), боссы лейблов Eastblokmusik (Германия), "Снегири" (Россия), I Love You Records (Латвия).
 
Самым же авторитетным гостем фестиваля, несомненно, стал менеджер Питер Дженнер, который когда-то привел к первым успехам группу Pink Floyd, а затем работал с T Rex, The Clash и многими другими британцами. В рамках своей лекции он отметил одинаково важный для артистов Беларуси и многих стран момент: "Если у вас не легкомысленные тексты, если в них вы хотите сказать что-то важное, то пойте не на английском, а на том языке, который вы хорошо знаете. Иначе для англоязычной аудитории вы можете прозвучать просто смешно".
 
Фото: Darius Gražys
Питер Дженнер. Фото: Darius Gražys
 
Его мысль в рамках другой лекции дополнили представители немецкого лейбла Eastblokmusic: "Если вы хотите стать популярными в Европе, то нет смысла слепо копировать европейскую музыку. Надо на основе мировых тенденций создавать и показывать что-то свое". Эти две мысли вполне можно считать рецептом для продвижения белорусской музыки за рубеж и заодно преодоления проблемы почти национального масштаба – неудачных выступлений на "Евровидении".
 
О музыке в Вильнюсе в эти дни говорили даже монументы. На площади Лукишкес, где находилась одна из сцен фестиваля, в рамках дней города был воздвигнута песчаная статуя Джона Леннона, с которой публика охотно фотографировалась. А для участников конференции неофициальным символом фестиваля стал установленный еще в середине 90-х первый в мире памятник Фрэнку Заппе, который находится на тихой улице Калинауско.
 
Примечательно, что весь проект создания и установки памятника Заппе был осуществлен простыми энтузиастами на собранные под него частные деньги. Это удивительный пример того, как творческий порыв может привести к свершениям мирового уровня – памятник одобрен семьей музыканта (они даже специально приезжали посмотреть), его копия установлена на родине музыканта в Балтиморе, США. Что ж, вполне возможно, что Vilnius Music Week ждет не менее удивительная судьба, ведь старт удался на славу.
 
Фото: Darius Gražys
Памятник Заппе. Фото: Darius Gražys