Юлия ТЕЛЬТЕВСКАЯ,

 Дипломированные режиссеры готовы в бой хоть сейчас: они хотят снимать кино - для этого пять лет назад сделали свой выбор. Однако не все так просто.
 
Спасибо выходцу из Беларуси - режиссеру Сергею Лознице - благодаря которому киностудия "Беларусьфильм" сегодня может похвастаться международными наградами.

Фильм "В тумане" по повести Василя Быкова, снятый в копродукции, начал победное шествие с Канн, где получил престижный приз международной федерации кинокритики FIPRESCI. Далее последовали Гран-при фестивалей "Зеркало" имени Андрея Тарковского, "Золотой абрикос" и других. Однако возлагать надежды на одного Сергея Лозницу (кстати, ныне живущего в Германии), что он вытянет белорусский кинематограф из кризиса, по крайней мере наивно. Чьих тогда рук дело это должно быть?
 
Ясно чьих – своих, белорусских кинематографистов. Объявила же для чего-то набор на режиссуру кино пять лет назад Белорусская государственная академия искусств после долгого перерыва. А генеральный директор Национальной киностудии "Беларусьфильм" Олег Сильванович, помнится, на одной из встреч с журналистами однозначно дал понять: ставку будем делать на молодых! Хорошо. Попробуем разобраться, какое лицо у молодогофото белорусского кино и по силам ли ему сказать новое, веское, достойное слово.
 
О претензиях
На курсе народного артиста Беларуси, режиссера Александра Ефремова сначала было шесть студентов, но вскоре одного из них мастер освободил от занятий: молодой человек, видимо, ошибся с выбором профессии. Оставшиеся пятеро - Александра Бутор, Владимир Пискунович, Елена Силутина, Дмитрий Федорович и Игорь Подолинский – недавно защитили дипломы.
 
- Вначале у меня к ребятам было огромное количество претензий, - откровенничает Александр Ефремов. - Меня смущал уровень их образованности и подготовленности к процессу обучения. Я ждал от них одного - работы. Постоянной и многообразной. Но сначала все было вяло - я этого не мог понять. Потом постепенно отношения начали складываться, появился взаимный интерес, доверие. На втором курсе мы уже активно занимались на площадке. К сожалению, до третьего курса у ребят не было возможности снимать киноработы, поэтому упор был сделан на другое: анализ драматургии, работу с актерами - то, что является основой режиссерской профессии и что сегодня демонстрируют очень немногие.
 
Не буду называть фамилии, но есть люди, которыми я по-настоящему доволен, испытываю чувство гордости по поводу их работоспособности и умения реализовать задуманное, потому что сегодня это требует отдельных усилий в кинопроизводстве.

О перспективах

На защите дипломных работ курса Ефремова был активен только сам мастер, который представлял своих "птенцов". Молодые режиссеры позже признались, что ожидали от присутствующих маститых кинематографистов и критиков заинтересованности, диалога, конструктивного разбора картин. Тем не менее оценки им поставили высокие. Значит, можно сделать вывод, что работы понравились?

А мастер о своих подопечных думает следующее:
- Если ребята не остановятся на том, что они сделали, и не решат, что они законченные профессионалы, то можно надеяться на дальнейшие перспективы для них. Профессия кинорежиссера требует непрестанного обучения.

- Александр Васильевич, как вы думаете, смогут ли ваши ученики сказать новое слово в белорусском кино?

- Ну и вопросы вы задаете! (Смеется.) Невозможно предугадать, как сложится их творческая судьба. Невозможно разложить все по полочкам. Теперь каждый из них будет сам себя создавать, нести ответственность и за себя в профессии, и в жизни.
 
Возможно, не все они продолжат заниматься режиссурой. Но я рассчитываю, что мои ученики смогут сделать что-то стоящее в кино. Уже то, что при сегодняшнем уровне кинопроизводства ребята смогли довести свои работы до конца, заслуживает уважения и внимания.

- Не помешает ли их планам распределение, ставшее для них неожиданным?

- Я не очень понимаю этой системы распределения: такое в моей практике впервые. Остается единственная надежда на то, что будет решен вопрос об ежегодном обязательном финансировании одной дебютной работы для каждого молодого режиссера. Надеюсь, что это станет для ребят реальным началом творческой биографии.

О распределении

Дипломированные режиссеры готовы в бой хоть сейчас: они хотят снимать кино - для этого пять лет назад сделали свой выбор. Однако не все так просто.

На съемках дипломного фильма Александры Бутор
 
- Для нас стало шоком наше распределение, - рассказала "АиФ" кинорежиссер Александра Бутор. - Чтобы поступить в Академию искусств, мы прошли конкурсный отбор. На наше обучение были затрачены бюджетные деньги, и немалые. К сожалению, в отличие от ВГИКа, где за время учебы будущие режиссеры снимают порядка 40 работ, мы за пять лет смогли снять всего две - курсовую работу и дипломную, но это отдельная тема. Тем не менее для работы над курсовыми и дипломными работами выделялось где-то от 70 до 150 млн рублей.

И что в итоге? Несколько человек с курса распределили работать в… Республиканский центр технического творчества учащихся руководителями кружков. Одному из ребят предлагали трудоустроиться в Дом культуры в Костюковичах. Мне, можно сказать, повезло, потому что по первой специальности я режиссер телевидения, много лет там проработала и продолжу работать. Но я не понимаю, почему, получив диплом кинорежиссера, я не могу отработать вложенные государством деньги на мое обучение по специальности? Я хочу эти два года заниматься практикой, развиваться как режиссер, снимать фильмы.
 
- А вы не пробовали выяснить, можно ли вам получить свободные дипломы?
- Мы просили, умоляли, писали официальные письма, но все тщетно.

- А кино вы снимать все-таки будете или нет?
- Не знаю, как мои однокурсники, но я собираюсь подавать на киностудию сценарий дебютного фильма. Я считаю, что только так у нас можно стартовать в большом кино. Мне, поскольку я собираюсь заниматься этой профессией, нужен портфолио. Не понимаю, как можно заявить о себе в кино, работая в кружке.

Предыстория следующего вопроса к Александре Бутор такова: за время учебы Александра написала сценарий художественного фильма, действие которого разворачивается в годы Первой мировой войны. С этим сценарием Бутор побывала в огромном количестве кабинетов, и везде говорили: "Сценарий хороший! Но денег, чтобы снять фильм, нет!"
 
Тогда отчаянная Бутор решила заявить его в качестве дипломной работы, начался подготовительный период к съемкам. Многие актеры, прочитав сценарий, были готовы сниматься бесплатно, - настолько их "зацепил" сюжет. Но в один прекрасный момент административная часть съемочной группы отказалась работать. Проплакав несколько дней, Александра нашла выход из положения и в кратчайшие сроки написала новый сценарий - камерную историю по мотивам книги Рэя Брэдбери "Вино из одуванчиков". Дипломный фильм был утвержден, начались съемки…

- Саша, опыт работы над дипломным фильмом не отбил у тебя желание работать в системе государственного кинематографа?
- У меня желания снимать кино уже никак и ничем не отобьешь. Как про меня сказал директор киностудии: "Она наглая, пробивная, но это в ней и хорошо". А иначе ничего не получится. Я через многое прошла, в том числе когда работала над крупными проектами на телевидении: бывало и потяжелее. Но если бы я не соприкасалась с процессом съемок до этого, пожалуй, такое отношение меня сильно выбило бы из колеи. Поражает в первую очередь безразличие к студентам.
 
- А какие свежие идеи ты можешь предложить белорусскому кино? Я, например, жду, когда появится хорошее авторское кино.
- Главное, чтобы при просмотре авторского кино не клонило в сон. Я за зрительское кино - интересное, поднимающее актуальные темы. И такие темы у меня есть. Была бы возможность снимать…

КОММЕНТАРИЙ

"АиФ" дозвонился до заместителя начальника отдела учебных заведений и работы с творческой молодежью Министерства культуры Беларуси Анатолия Мукалова, чтобы узнать, почему режиссеров кино распределили в центр технического творчества.
 
- Распределением занимается вуз, - сообщил Анатолий Мукалов. – Я полагаю, что это не случайные места работы. Что касается свободного диплома, то молодые специалисты, получившие обучение за государственные деньги, должны 2 года отработать по распределению. На вольные хлеба их отпустить невозможно.

Анатолий Мукалов также напомнил, как министр культуры Павел Латушко, выступая перед коллективом киностудии, отметил, что приходить туда по разнарядке люди не будут.
- Все-таки человек должен себя проявить, и во время учебы у ребят была такая возможность, - сказал представитель Минкультуры и подчеркнул, что все вопросы решаемы.
0062760