Алексей Вайткун, Ольга Корелина,

5 декабря исполнилось 110 лет со дня рождения Уолта Диснея – автора Микки Мауса и создателя первого звукового мультфильма. Правда, дебаты о том, кому принадлежит честь заложения основ анимации, должны наконец-то поутихнуть. Эксперты сошлись во мнении, что первооткрывателем является француз Эмиль Кол, чью двухминутную рисованную короткометражку "Фантасмагория" кинокомпания Gaumont выпустила на экраны 17-го августа 1907-го года.

Вечерний эфир TUT.BY-ТВ мы решили посвятить анимации и вспомнить любимые мультфильмы вместе с вами и экспертами в студии.

Сколько мультфильмов ежегодно снимается на "Беларусьфильме"? Какого качества эти работы? Сколько стоит снять сегодня белорусский мультфильм? Где можно посмотреть плоды отечественной анимации? Какие проблемы сегодня у наших аниматоров? Перспективна ли отечественная анимационная отрасль сегодня? Когда белорусская анимация будет приносить киностудии прибыль? Где сегодня можно купить DVD с белорусскими мультфильмами?



На этот и многие другие вопросы в эфире TUT.BY-ТВ ответил Михаил Тумеля, режиссер-аниматор студии "Беларусьфильм".

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Скачать видео

Как в вашей жизни появилась анимация?

Довольно рано, с первыми мультфильмами. Тогда они не шли таким потоком, как сейчас: на любом канале мультфильм был событием. Дети их ждали, и если кто-то кричал, что показывают мультфильмы, все дети со двора бежали их смотреть. Тогда была другая система проката. У моей бабушки дом был в сельхозпоселке, недалеко от нынешней "Риги", и там был маленький деревянный кинотеатр "Вымпел", где показывали мультсборники. В них собирали разные фильмы: и анимационные, и детские фильмы, и фильмы стран социалистического содружества. Эта сборка радовала глаз, ее показывали раз в день, и мы покупали билет, которые стоил 10 копеек. В общем-то, я смотрел много мультфильмов и по телевизору, и в кинотеатре. Естественно, это оставило какой-то отпечаток.

Когда вы осознанно выбрали анимацию как профессию?

Еще школьником. Я интересовался анимацией, читал статьи в журнале "Советский экран", много рисовал, и мои рисунки пользовались популярностью в классе. Был даже период, когда я некоторые рисунки рисовал под копирку, чтобы потом раздать людям. Тогда мы увлекались ковбоями, индейцами, "Ну, погоди!". Мой брат, который служил во флоте, заказывал мне рисунки. Я с ужасом сейчас думаю, может, кто-то из моряков вытатуировал себе этих волков и зайцев.

Вы помните своего любимого мультипликационного героя из детства?

У меня до сих пор любимый герой – Бонифаций. Мне бы хотелось походить на него по отношению к делу, характеру, поведению.

Боялись кого-то из героев?

Тогда мало показывали пугающих фильмов, хотя показывали фильмы кинокомпании "ToA", фильм "Джек в стране чудес". Это довольно знаковый фильм для нашей анимации, на него выстраивались очереди. В сцене с ведьмой-людоедкой, которая собирается выдать сына-великана за принцессу, сильные сюрреалистические моменты в сочетании с музыкой – мороз по коже продирал. Хватало страху в знаменитом японском "Коте в сапогах", когда появлялся Люцифер, сверкая черепами. В нашей советской мультипликации был мультфильм сестер Брумберг "Кот в сапогах". Казалось бы, веселый, живой фильм, но там был момент, когда кот превращал замок людоеда в цветущий дом маркиза Карабаса, и скелеты в переходах пытались его поймать. В детстве мне было неуютно, я удивлялся, какой кот смелый.

Какой вид анимации кажется вам наиболее тяжелым?

Я попробовал все виды анимации и не могу сказать, какой проще. В анимации работает закон общего сохранения массы труда: в одной операции сэкономишь - в другой это обязательно выйдет боком, и другому человеку придется больше этим заниматься. Такой закон действует и в 3D, в кукольной анимации - везде есть свои сложности, и нужно пройти через сопротивление материала, неудобство в работе с куклой, рисунком, линией, чтобы зритель забыл, что это нарисовано.

Что для вас значит классный фильм?

Это динамическое понятие. Когда мы были школьниками, для мальчиков классным было, когда кто-то дрался, была динамика, для девочек – когда были принцессы. Когда мы взрослеем, нам важна идея, интересно воссозданный мир. В каких-то фильмах завораживает ритм. Американские фильмы хороши тем, что у них просто потрясающий темп, они держат внимание, потому что постоянно изобретают новый трюк, новый поворот сюжета. Какие-то фильмы могут быть неспешными, например, Кавамото. Многие могут посчитать их занудными, но в них незримо накапливается энергия, и потом выплескивается пружинным выбросом. У Норштейна тоже присутствует магия.

Какой должна быть история, чтобы вы взялись ее воплотить в мультике?

Наверное, в ней должно быть что-то о человеческих отношениях. Чистая абстракция живет не больше 10 секунд, но художник должен сообщить ей человеческий масштаб, чтобы зритель переживал. Абстракции в чистом виде бывают замечательные и интересные, но они должны иметь человеческое наполнение. История должна нас волновать.

Микки Маусу будет 85 лет. Наверное, здорово создать персонажа, который нравился бы детям столько лет…

Этого героя создавала целая команда гениальных аниматоров, таких как Фред Мур, Уорд Кэмпбелл. Микки Маус менялся на разных этапах, и каждое поколение аниматоров на студии "Дисней" привносило свою краску, свое понимание, свою пластику. Сейчас Микки Мауса перевели в 3D. Раз он работает и привлекает, значит, точно найден характер.

А вы же были на студии "Дисней"…

Да, я попал в Америку со своим товарищем. Когда им позвонил мой друг и сказал, что я в Америке, они тут же сказали, что я гость студии, прислали "кадиллак". Тогда снимали фильм "Король Лев", и я мог посмотреть на всю эту кухню. Единственно, жаль, что на рабочих местах не было аниматоров: в зоопарке Сан-Диего родились львята, и они уехали делать зарисовки. У них очень серьезная практика рисунка, потому что как же делать "Короля льва", не зная повадок львов.



В самом ли деле диснеевские мультфильмы классные?

Они разные на разных этапах. Был период непререкаемой классики: "Белоснежка", "Бэмби", "Пиноккио". Студия была на подъеме, и все было в новинку. У любого художника есть риск сесть на свои штампы, и эти штампы начинает видеть и зритель. В среде художников тоже начинается отторжение, не зря часть из них, недовольная стилистикой "Диснея", вышли и пошли по другому пути. Послевоенная анимация формировалась как оппозиция "Диснею", и в загребской школе герои ведут себя не так.

Но диснеевские мультфильмы всегда качественные, в них всегда вложено много сил, над ними работает очень хорошая команда, которая сидит дни и ночи, чтобы достичь нужного результата. К тому же понимающие продюсеры тратят на это большие деньги. В то время по оплате труда рисованные аниматоры в Америке занимали второе место после адвокатов. На результат годами работают команды, которые тоже формируются годами.

Где можно увидеть белорусские мультфильмы? Почему на белорусских каналах, таких как "Калыханка", "Спокойной ночи, малыши", охотнее показывают советские мультфильмы, а белорусских не видно?

Это система проката. Раньше существовала некая система попадания фильма к зрителю, сейчас эта система сложнее. Во-первых, приходит больше фильмов из-за рубежа, и зрелища можно получить больше и по доступным ценам, чем и пользуются все телеканалы. Продукция "Беларусьфильма" достаточно недешевая, потому что она штучная.

Такая же проблема у моих коллег в Германии, Франции: вряд ли телеканал будет покупать западный штучный мультфильм. Нужно провести очень большую работу, чтобы штучная продукция попала на экран. Телевидение любит большие объемы, чтобы дешево и попадало в сетку. Телевидение – это просветитель, добытчик рекламных денег. У меня был "Мультиклуб", в котором я мог представить работу коллег. Я всегда относился к этой передаче как к рамке для мультфильмов.

Тогда для кого все это выпускается?

Нужно работать прокату и с прокатом. На "Беларусьфильме" сделано больше 120 фильмов, правда, что-то сделано на пленке, что-то – в цифре, что-то надо реставрировать, чтобы фильмы были примерно равны по качеству картинки. Все это требует трат. Сделать фильм – это отдельная работа, но доставить его зрителю – тоже достаточно серьезная работа. В американском прокате студия не имеет права заниматься прокатом, чтобы не было монополии, и те, кто торгуют фильмами, специалисты своего дела. Рекламные бюджеты фильмов доходят до 100% стоимости самого фильма.

Где сейчас можно посмотреть анимационные мультфильмы производства "Беларусьфильм"?

Правообладателем является "Беларусьфильм", я лелею надежду, что появится какой-нибудь диск и поступит в продажу. Vigma сделала какой-то диск, но тираж был такой маленький, что этот диск даже я в руках не держал.

У меня складывается впечатление, что "Беларусьфильм" делает фильмы, но их никто не видит.

У меня тоже складывается такое впечатление. Мои фильмы увидят коллеги на фестивале, их награждают, но общественного резонанса нет.

Где можно найти мультфильмы на белорусском языке?

Свои мультфильмы на белорусском языке я стараюсь выкладывать на YouTube, но дело в том, кому принадлежат права. Сейчас снимается много белорусскоязычных мультфильмов. Снимается сериал о белорусских гербах: в запуске уже 24-й. Но Беларусь как анимационная страна не такая уж большая, нас не так уж много.

Что, на ваш взгляд, отличает ваши мультфильмы?

Кто-то мне сказал, что в моих мультфильмах герой всегда плохо заканчивает. Может быть, в самом деле, у меня пессимистический взгляд на мир. Но в последних мультфильмах все заканчивается свадьбой, и все не так фатально.

То есть вы считаете, что хэппи-энд для мультфильмов не обязателен.

В общем-то, нет. Бывают и трагические фильмы. Все время искать хэппи-энд – это насилие: жизнь состоит не только из хэппи-эндов. Если бы в мультике "Король Лев" не было бы трагедии с отцом Симбы, не было бы хэппи-энда у Симбы, и ребенок бы не сопереживал. Понятно, что хэппи-энд все равно был, но было и сильное переживание. Ведь они взяли за основу шекспировскую трагедию про Гамлета, а там бушуют не хэппи-эндовские страсти.

Вы считаете, мультфильм должен вызывать у зрителей сильные эмоции или позитивные?

Радость – это тоже сильная эмоция. А позитив – это затасканное слово. Позитивизм ХIХ века, когда считали, что прогресс, наука все решат, к концу века образовался в пессимизм. Даже Ильф и Петров говорили: "Вот уже и радио изобрели, а счастья все нет". Все равно человек будет проживать свою личную экзистенциальную трагедию. Если он не будет задумываться о том, что он конечен, пусть даже в мультфильмах, кем он будет? Жизнерадостным идиотом? И что такие люди сделают? Они будут жевать попкорн и возмущаться, чего им не дают радости. Мультфильмы должны показывать бытие, это своеобразная форма отражения жизни. Но анимационный аппарат более рукотворный, и можно создавать другие миры.

Многие воспринимают мультики как способ убежать от реальности, потому что они веселые, волшебные, воздушные…

Наркотики – тоже способ убежать от реальности, но расплата потом все равно будет. У человека должна быть гармония, а она воспитывается количеством падений и подъемов. Мне подарили работу одного японского художника и попросили его, чтобы он написал там лозунг. Одним движением кисти был нарисован замечательный дракон. Когда я спросил, что там написано по-японски, мне ответили: "Семь раз упасть, восемь раз подняться".
0063108