Алексей Вайткун,

Представляем вашему вниманию новый совместный проект портала TUT.BY и Белорусского государственного архива кинофотофонодокументов (город Дзержинск). Этот проект мы назвали "Всемирное фото". Речь пойдет об уникальных фотографиях, которые были сделаны корреспондентами различных информационных агентств, газет и журналов в разных странах мира на всех пяти континентах в период с начала ХХ века до Второй мировой войны. Часть коллекции – более семисот фото - находится в фондах дзержинского архива. Мы ежемесячно будем публиковать их на нашем портале начиная с этого месяца.

Что это за фотографии? Как они попали в Минск? Как обрабатывалась коллекция? Что уцелело и что было уничтожено? Почему? Эти и многие другие вопросы мы задали исследователю данной темы Сергею Жумарю, кандидату исторических наук, заместителю директора по научной работе Института документоведения и архивного дела.



Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.

Скачать аудио (10.26 МБ)

Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.

Скачать видео

Сергей Владимирович, что это за фотоархив?

Речь идет о судьбе попавшей в 1945 году в Беларусь одной из крупнейших в Европе коллекций фотоизображений. В то время группа сотрудников Министерства иностранных дел Беларуси отвечала за вопросы, связанные с поставками в Беларусь из Германии трофейного имущества, невыявленного назначения. На адрес МИДа прислали двадцать ящиков фотографий.

Предполагалось, что они будут использоваться непосредственно для целей МИДа. Но вскоре МИД понял, что они ему не нужны.

Почему?

По-видимому, потому что они оказались не по профилю деятельности. Зачастую люди берут то, что им потом оказывается совершенно не нужным. Они подумали, что данным материалам место, скорее, в Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны. Но в музее тоже посчитали, что это непрофильный материал. Тогда относительно недавно начал работу Центральный государственный архив кинофотофонодокументов БССР. Туда привезенные фото и определили.

Что это были за фотографии?

Это фото, сделанные профессиональными фотографами на различных континентах, в различных странах мира. Они посвящены целому спектру событий межвоенного периода. Это события различной тематики. Есть жанровые съемки, портретные. Но все фотографии сняты профессиональными фотографами. Это не любительское фото. Количество их огромно. В этой коллекции было порядка 140 тысяч фотодокументов. Конечно, это очень большой объем. Для того чтобы было с чем сравнить, скажу, сейчас в дзержинском архиве порядка 250 тысяч фотодокументов. Он комплектовался более шестидесяти лет. Если бы эта коллекция сохранилась, то она составляла бы примерно половину нынешнего объема коллекции фотоархива.

И была бы, наверное, самой крупной.

Она и сейчас остается самой крупной. Несмотря на то что судьба этой коллекции была достаточно драматичной. В начале 50-х годов она была описана. Предполагалась передача ее в Москву. Изначально полагалось, что в белорусских архивах хранилась документация, которая была создана на территории Беларуси и которая имела к ней отношение. А материалы были более универсальны, более разнообразны. Поэтому, по согласованию с Москвой, было принято решение о передаче этих фотодокументов в Красногорск, в Центральный архив кинофотофонодокументов СССР. Была проведена экспертиза их ценности. Москва не согласилась с подходом к экспертизе, который предложили белорусские архивисты и предложила подойти к отбору этих документов более жестко. В конце концов, из 140 уцелело только 9 тысяч документов, которые и покинули Минск.

У нас есть возможность показать некоторые фотографии.


 Князь Петр Волконский, известный художник, с женой Ириной - дочерью русского композитора Рахманинова. 1925 год. 


 Школьники перед памятником Виктору Гюго в Пантеоне в день пятидесятой годовщины со дня смерти великого писателя. Париж, 1935 год. 


Бюст великого французского писателя Виктора Гюго. Франция. Без даты. 


 Известный венгерский композитор и пианист Бела Барток перед очередным концертом во время пребывания в Лондоне. Англия. 7 января 1936 года. 


 Опять же известный венгерский композитор и пианист Бела Барток со своей дочерью во время пребывания в Лондоне. 1936 год. 

Мы видим, что фотографии в самом деле различны по тематике.

Что касается портретной съемки, есть около сотни фотографий Эйнштейна. Фотографии Чарли Чаплина, Рабиндраната Тагора.

Впечатлила ли Вас какая-то конкретная фотография? Меня, например, - Лев Толстой на коньках.

Меня больше всего впечатлили фотографии более редкие, которые я никогда не видел. Например, похороны композитора Рихарда Вагнера.

Там, кстати, достаточно много фотографий посвящено Вагнеру.

Согласен. Возвращаясь к судьбе данной коллекции, отмечу, что, в Минске ничего не должно было остаться. Те отобранные 9 тысяч должны были быть переданы в Москву с последующей передачей в Красногорск. Они там и оказались. Остальные снимки должны были уничтожить, но не уничтожили. В белорусской столице также создали свою небольшую коллекцию. В ней около тысячи фотографий архива "Всемирное фото". Любопытно, что, согласно актам об определении документов к уничтожению, реально, физически была уничтожена только треть коллекции. Судьба остальных фото неизвестна. По крайней мере, по актам об определении документов на уничтожение они не пошли.

То есть они просто пропали?

По сути, да. Я не могу найти объяснение этого факта. Но в начале 2000-х годов в газете "Труд" в Беларуси" появилась статья одного из белорусских журналистов. Она называлась "Фото из Парижа". В ней автор, не называя источника своих сведений, пишет о том, что в частных руках находится огромная коллекция уникальных фотодокументов.

И Вы сразу поняли, о чем речь?

Естественно. Тем более было опубликовано несколько фотографий, которые, видимо, и попали в частные руки. Но главное, документы не уничтожены. Рано или поздно они так или иначе будут востребованы и станут предметом изучения специалистов.

Давайте покажем очередные пять фотографий.


 Якоб Вассерман, известный немецкий писатель. 1937 год. 


Якоб Вассерман с издателем Самуэлем Фишером и Томасом Манном. Швейцария, 1937 год. 


 Известная немецкая киноактриса Паула Вессели. Германия, 1937 год. 


 Актриса Паула Весселли и актер Рудольф Фостер в кинофильме "Большие глупости". Германия, 1937 год. 


Актриса Паула Весселли в одном из фильмов. Германия, 1937 год.

Возвращаемся к разговору. Скажите, кому принадлежали снимки?

Архивисты, которые изначально делали экспертизу этих фотодокументов в начале 50-х годов, по ряду признаков предположили, что архив приехал из Франции. Дело в том, что на большинстве фотографий есть соответствующий штамп, который и указывает на французское происхождение этих снимков. Учитывая объемы коллекции, предполагалось, что эти фотодокументы принадлежат Национальному архиву этой страны.

Но потом был сделан иной вывод, более обоснованный, на мой взгляд. О том, что эти документы принадлежали Парижскому отделению агентства Wide World Photos (WWP). Это агентство изначально находилось в структуре "Нью-Йорк Таймс" и имело ряд отделений по всему миру.

WWP существует и сейчас. Правда, это уже подразделение не "Нью-Йорк Таймс", а Associated Press. Если зайти на сайт Associated Press и структурного подразделения данной организации, можно увидеть, что WWP - это одно из крупнейших хранилищ фотоизображений в мире. Оно насчитывает более 10 млн фотографий. На обороте фото, о которых говорим мы, стоит штамп данной структуры, Парижского отделения всемирного фото - Париж, Rue Reamur, 106.

Журналист, который освещал данную тему в "Труде", считал, что эти фотодокументы принадлежали одной из французских газет – L”Intransigeant. Она выходила до 1940 года. Но автор материала не привел каких-либо убедительных аргументов в пользу данной версии. Я не думаю, что он прав. Потому что для газеты это слишком большой архив. Повторяю, это, по сути, одна из самых крупных коллекций фотоизображений в Европе.

Вы тоже считаете, что эти фотографии принадлежали агентству?

Да. Учитывая также значительное количество дублетных фотоснимков. По-видимому, это материал агентства, которое распространяло фотографии своим клиентам, редакциям газет, информационным агентствам.

Что было самое сложное в исследовании этой темы?

В техническом плане ничего особенно сложного не было. Обыкновенный архивный поиск. В Национальном архиве Республики Беларусь я поднял соответствующие документы. Смотрел материалы этого периода Белорусского государственного архива кинофотофонодокументов.

Оттуда я почерпнул основной объем информации. Потом она была мной представлена в публикации. Единственное, конечно, хотелось бы ознакомиться с аналогичным материалом в Москве. С описью той части коллекции, которая была передана в Красногорск. Она и сейчас там находится на хранении. Хотелось бы сравнить, что отобрали у нас, что решили оставить, а что отдали в Красногорск. Но это уже, по-видимому, тема отдельной беседы.

Насколько я понимаю, большая часть коллекции сегодня в дзержинском архиве?

В Беларуси около тысячи фотографий хранятся в Дзержинске. В Белорусском государственном архиве литературы и искусства хранится коллекция фотодокументов, восходящая к этому же источнику. Это коллекция фотографий Бернарда Шоу. Судьба этих фотографий более экзотическая, чем судьба коллекции в целом.

Дело в том, что в 1978 году один участковый инспектор шел по улице Димитрова в Минске. На этой улице был ряд деревянных домов, которые подлежали сносу. Это был частный сектор. Милиционер проходил мимо развалин одного из домов и увидел россыпь старых фото. Он подошел, собрал эти фотографии. Их оказалось около семидесяти штук. Это оказались фотографии Бернарда Шоу. Были представлены его портреты, различные сюжеты из его жизни. С этими документами он пошел по инстанциям.

Сегодня они хранятся в Архиве литературы и искусства?

Да, в свое время эти фотографии произвели достаточно значительный фурор. О них писала "Комсомольская правда", газета "Культура". Их публиковали даже некоторые зарубежные издания. Другое дело, что никто не работал серьезно над вопросом о степени уникальности этих снимков.

Вы рассказывали, что была описана треть. Где остальные снимки, - неизвестно...

Кто-то взял себе изрядный кусок. Не знаю, какую часть массива. Сложно сказать. Но судя по публикации в "Труде", - это изрядный массив документов.

Давайте посмотрим последние пять фотографий.


 Анри Барбюс, французский писатель и общественный деятель. Берлин


 Агния Барто, русская советская поэтесса. 


Николай Бухарин, советский политический деятель. 


Танцовщица Ольга Беляева на пляже в городе Довиль. Франция. 


 Парижские артисты и писатели у могилы известной театральной актрисы Сары Бернар на кладбище Пер-Лашез, в день десятой годовщины ее смерти. Париж, 26 марта 1933 год.

Спасибо вам, Сергей Владимирович, за интересный рассказ…

Я хочу еще раз сказать, что остались фотографии этой коллекции, которые сегодня не находятся на хранении в государственных архивах. Хочется верить, что они все же попадут в руки профессиональных архивистов, будут исследованы и еще послужат обществу.

Ну а я напомню еще раз, что начиная с этого месяца мы будем публиковать фотографии из коллекции "Всемирное фото" на портале TUT.BY.

TUT.BY – с историей на "Вы"…
{banner_819}{banner_825}
-20%
-20%
-25%
-30%
-10%
-20%