Главное
Минск
Эксклюзив
Деньги и власть
Общество
В мире
Происшествия
Финансы
Недвижимость
Спорт
Авто
Леди
42
Ваш дом
Афиша
Ребёнок.BY
Про бизнес.
TAM.BY
Новости компаний

Программы и проекты TUT.BY
  • Архив новостей
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
    2829301234
    567891011
    12131415161718
    19202122232425
    2627282930311
  • Популярное

Кругозор


Олег ГАЛКИН,

Обнаружена неизвестная ранее картина с изображением Николая Радзивилла “Черного”. Согласно заключению экспертизы, проведенной специалистами из Академии наук и Национального художественного музея Республики Беларусь, полотно могло быть написано в XVI или XVII веке. О находке корреспонденту TUT.BY сообщил директор антикварно-аукционного дома "Парагис" Андрей Березин.

Как картина вышла из тени?

По семейному преданию, нынешнему владельцу раритета картина досталось в наследство от родственников, чьи предки жили в предместье Несвижа. В 30-х годах XX века Несвиж с окрестностями входил в состав Польского государства. Когда шла оккупация Польши гитлеровскими войсками, в 1939 году, возникло опасение, что Радзивилловский замок могут разграбить. И тогда управляющий замка принял решение раздать крестьянам картины из княжеской галереи, дабы спасти богатство Радзивиллов. В вихре последующих событий о розданной коллекции просто забыли, и предметы из нее надолго пропали из поля зрения искусствоведов и общественности. Зато некоторые из потомков этих крестьян теперь являются счастливыми обладателями ценных раритетов. О чем, возможно, даже и не подозревают.

Такая легенда может вызвать сомнения. Однако, по словам Андрея Березина, уже был прецедент, когда ему приходилось иметь дело с работой из данной коллекции. “Произошло это в 2005 году. К нам обратился человек с картиной мифологического содержания. Это был совершенно другой человек, но он рассказывал точно такую же легенду” – сказал Андрей Березин.

Картина потемнела со временем, но специалисты сумели восстановить её аутентичную цветовую гамму. Вот так она выглядела изначально.
Картина потемнела со временем, но специалисты сумели восстановить ее аутентичную цветовую гамму. Вот так она выглядела изначально.

Что изображено на картине?

На картине изображена группа людей, выполняющих некое церемониальное действо. В центре – коленопреклоненный мужчина в синем плаще принимает из рук окружающих его сановников герб и документы. В верхней части произведения имеется надпись на латыни "ACAROLO V IMPERAT INSIGNIA DUCALIA INCO MITIIS IMPERII AUGUSTA VINDELICORUM NICOLAO IOANNIS FILIO TRANSFERUSTUR IN OLICAM ET NIESWIES DEFICIENTЕ PROLE MASCULA NICOLAI SECUDI Ã.M.D.X.L.V.", которая переводится следующим образом: “Император Карл V на Аугсбургском собрании назначает Николая, сына Яна, и его потомков князями на Олыке и Несвиже, находящихся под властью Николая с 1545”. Она дала основания экспертам расшифровать смысл воспроизведенной сцены следующим образом: картина иллюстрирует присвоение Николаю Радзивиллу "Черному" и его наследникам титула и герба князей Священной Римской империи. Идентифицированы также и личности сановников в синих и красных мантиях: фигура на троне – это Карл V, слева и справа от него – имперские курфюрсты: архиепископ Майнца, архиепископ Трира, архиепископ Кёльна, король Богемии, Рейнский пфальцграф и курфюрст Саксонии, фигуры в центре – сам Николай Радзивилл "Черный" и маркграф Бранденбурга.

А вот так она выглядит сейчас
А вот так она выглядит сейчас

Кто проводил экспертизу?

Проводили экспертизу сразу две организации – Институт физики им. Б.И.Степанова Национальной академии наук Беларуси (ИФ НАНБ) и Национальный художественный музей Республики Беларусь (НХМ). Исследование полотна проходило по двум направлениям: физики делали спектральный и химический анализ полотна, искусствоведы определяли его возраст и расшифровывали изображение. При этом была использована одна из последних разработок белорусских ученых – лазерно-спектральный анализ. Подобные технологии есть только во Франции, Греции и США. Руководили процессом главный научный сотрудник ИФ НАНБ, доктор физико-математических наук Сергей Райков и старший научный сотрудник НХМ Беларуси Елена Клячковская.

Возраст картины остается под вопросом. Исследователи допускают достаточно широкую разбежку, определив дату ее создания пока что в промежутке между второй половиной XVI и XVIII веком. Было установлено также, что на полотне имеются следы позднейших реставрационных работ, которые проходили где-то во второй половине XVIII века. Автор произведения не установлен.

Cherchez la femme

Показанное на картине событие – одно из ключевых в истории рода Радзивиллов. К середине XVI в. он уже относился к числу одних из самых богатых и влиятельных фамилий Великого княжества Литовского. Однако формально все еще находился в низших рядах его феодальной иерархии. Титул князей Священной Римской империи Радзивиллы впервые получили еще в 1518 году, но в 1546 году эта ветвь рода угасла. Николай Янович Радзивилл "Черный" получил титул князя для себя, своих потомков, а также добился распространения данного титула и на своих братьев. И с тех пор он закрепился за ними на века. Произошло это на Аугсбургском собрании в декабре 1547 года.

На картине изображён герб Николая Радзивилла “Черного”
На картине изображен герб Николая Радзивилла “Черного”

Интересно, что заполучить титул Николай стремился не только ради того, чтобы потешить свое самолюбие. К такому решению его подталкивала история, достойная воплощения в шекспировской пьесе. Уже несколько лет длились любовные отношения между его сестрой Барбарой Радзивилл и сыном Великого князя Литовского Жигимонтом Августом. Отец принца, Жигимонт Старый и мать, Бона Сфорца были против их союза. Они планировали женить сына на какой-нибудь заграничной принцессе. Однако любовь принца к Барбаре была столь сильна, что ради нее он готов был отказаться даже от короны! Вопреки воле родителей и наперекор общественному мнению летом 1547 года Жигимонт Август и Барбара тайно обвенчались. От признания этого брака зависела дальнейшая судьба рода Радзивиллов. Поэтому Николай “Чёрный” вместе с братьями прилагали множество усилий, чтобы легитимизировать его в глазах литовско-польской аристократии. И получение титула князя было одним из шагов в этом направлении. Ведь фактически он означал, что отныне Радзивиллы – особы княжеской крови! А не просто какие-то там зажиточные помещики.

Дальнейшая судьба картины

Полотно будет выставлено на аукцион. Поскольку вывозить за границу предметы национального достояния у нас запрещено (а картина такого уровня несомненно относится к национальному достоянию), маловероятно, что ее будут приобретать иностранные граждане. С другой стороны, директор аукционного дома не хотел бы, чтобы оно попало в частную коллекцию, где ее вновь могут спрятать за семью замками.

“Я считаю, что она достойна висеть в Несвижском замке и украшать ее стены, чтобы все белорусы могли иметь свободный доступ к ней”, - сказал он. Таким образом, приобретать ее будут либо граждане Беларуси, либо государственные структуры.

Взгляд со стороны

Андрей Куваев, автор проекта radziwill.by и по совместительству один из наиболее неутомимых исследователей истории рода Радзивиллов в Беларуси, так прокомментировал находку:

"Некогда в Несвижском замке хранилась серия гобеленов, посвященная важнейшим событиям из истории князей, в том числе гобелен, именно с таким сюжетом, и, по всей вероятности, основой его послужила именно эта сюжетная композиция. Гобелены были изготовлены в середине XVIII столетия, поэтому сказать, что основой их послужило именно данное полотно наверняка нельзя. И все же, думаю, реставраторам Мирского и Несвижского замков, являющихся сейчас основными музейными центрами истории княжеского дома, была бы интересна эта так удачно появившаяся в аукционном доме работа”.

Андрей Куваев сообщил также: эксперт из Польши, который занимается произведениями рода Радзивиллов, высказал мнение, что представленная картина могла быть написана не ранее XVIII века. Эту информацию Куваев получил от князя Миколая Константина II Радзивилла, одного из ныне живущих представителей рода.

Справка TUT.BY

Николай Христофор Радзивилл “Черный” (1515-1565 годы) – государственный деятель Великого княжества Литовского. Оказывал огромное влияние на политику страны во время княжения Жигимонта II Августа, был фактическим её правителем в этот период. Был сторонником сохранения самостоятельности ВКЛ в составе федеративного государства Речи Посполитой. Благодаря его дипломатическим усилиям была осуществлена инкорпорация Ливонии в состав Речи Посполитой. Одним из первых среди влиятельных магнатов принял кальвинизм, после чего значительно поспособствовал распространению и пропаганде реформационных идей на территории ВКЛ.