Алексей Вайткун,

Беларусь считается страной с богатыми культурными традициями. Ежегодно в нашей стране проводятся фестивали, идет поиск талантов, мы представляем зрителям новые спектакли и кинофильмы и таким образом защищаем честь страны на всевозможных фестивалях и международных конкурсах. При этом мы стараемся не отставать от Европы и организовываем международные фестивали сами. О том, насколько успешны наши попытки, как преуспеть в киноиндустрии и к чему стремиться, в студии TUT.BY рассуждала Людмила Перегудова, кинокритик, главный редактор журнала "На экранах".

Какие киноитоги уходящего года вы могли бы отметить?


Я думаю, понятие "итоги" к белорусскому кино вряд ли применимо, потому что есть ощущение того, что этот год стал только началом. Итоги будут в следующем, в 2010, году. Именно сейчас в съемочный период вступили молодые, интересные и перспективные режиссеры, потому я и думаю, что премьеры 2010 года позволят нам говорить о том, что произошло нечто, что сдвинуло наше белорусское кино с мертвой точки.

Под конец этого года, как раз на наш профессиональный праздник 17 декабря, состоялась премьера, которая действительно порадовала всех нас, - фильм Александра Колбышева "Волки". Редко бывает так, что и профессиональные критики, и зрители дружно аплодируют и принимают картину. Мы очень долго ждали такого события, и уверена, что "Беларусьфильм" находится в большом долгу перед нашим долго ждущим события на экране зрителем. Первый серьезный шаг сделан.

Вы сказали, что наконец-то белорусское кино сдвинулось с мертвой точки. Почему пришлось ждать так долго?


Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.


Скачать видео (152 Мб)


Неоднократно журналисты задавали такой вопрос. Были даже мнения о том, что золотой век белорусского кино позади, а впереди – только падение. Я уверена, что у нас впереди золотой век. Не уверена, что он придет завтра, но мы находимся на очень интересном этапе: сейчас мы вкладываем золотые кирпичики в фундамент нашего кино. И это не просто жизнелюбие и оптимизм. Анализ того, что сейчас происходит в кинематографической среде, и некоторые знания этого процесса позволяют мне надеяться на то, что и на нашу улицу придет праздник.

Многие кинематографии соседних стран завидуют нам: у нас идет государственное финансирование, мы сохранили техническую и пытаемся восстановить педагогическую базу, поддерживать свой ВГИК в рамках Академии искусств. Но кино у нас нет.

Вы же помните кино "Беларусьфильма" того периода. Что было тогда, чего нет сейчас?

Ушли мастера. Было время, когда мы потеряли то, что называется культурной и кинематографической средой. Кинематограф – искусство не индивидуальное, а обязательно коллективное. Необходим мастер, человек, который ведет за собой, у которого есть креативные идеи, творческий посыл, но один он не в состоянии снять фильм. Даже Андрей Тарковский не мог один, без своей команды, создавать шедевры, но он давал посыл. К сожалению, мастера ушли, и только сейчас мы это понимаем, что без Виктора Турова, без Михаила Пташука нет того, у кого можно было бы учиться и подзаряжаться творческой энергией.

В какой момент мы все это упустили?

Наше упущение произошло в "лихие 90-е", когда шел развал киностудий, но, тем не менее, сохранилось среднее звено. Хорошо, что у нас остались режиссеры с замечательным ВГИКовским образованием. Как бы ни говорили, что на нашей платформе мы можем давать кинематографическое образование, заменить великое образование, страну ВГИКа, мы не можем. И очень важно, что сейчас на студии очень интенсивно работает Александр Ефремов, Сергей Сычев: они несут традиции и профессиональные навыки. Если вокруг них начнут формироваться творческие коллективы, собираться молодые режиссеры, которые будут учиться и набираться у них опыта, белорусское кино оживет. Человек не может теоретически снимать кино, он должен работать.

Я знаю, как приходили в кинематограф Туров, Евремов: всю кинематографическую иерархию, всю профессиональную лестницу они прошли от начала до конца. При этом у них были великолепные учителя, и это очень важно.

Вы говорите, что белорусское кино оживет, если вокруг мэтров начнут собираться молодые режиссеры. Но уже практически 2010 год, а никаких объединений пока не видно.

Я могу поспорить с этим. В большое кино, на "Беларусьфильм" пришел Александр Колбышев, ученик Турова. Колбышев снимал сериалы в России, делал великолепное короткое кино на нашей студии в свои студенческие и постстуденческие годы, и прошло больше пятнадцати лет, пока он сделал свой первый полнометражный фильм на пленке. Рядом с ним очень успешно, на мой взгляд, снимает его сокурсница, ученица Турова, Рената Грицкова. На нашей студии, на мой взгляд, снимается крепкое женское кино: у нас очень много молодых, энергичных женщин-режиссеров, и, возможно, они принесут на "Беларусьфильм" особую атмосферу. Когда на нашей недавно известной как "Партизанфильм" студии появляется психологическая драма, это очень смело и интересно.

В запуске находятся дети из Пташуковского гнезда, которых когда-то назвали "великолепной семеркой". Они вышли в большой кинематографический мир уже после смерти Пташука, в 2004 году, и от них ждали очень многого. Да, у них получается не сразу, но, с другой стороны, они набираются кинематографического опыта.

Вы говорите как кинокритик, но мне, как зрителю, хочется, чтобы о наших фильмах говорили люди из Европы, Штатов. Наступят ли когда-нибудь такие времена?

Вы мечтаете о белорусском блокбастере?

Необязательно, чтобы были спецэффекты. Я мечтаю о кино, которое тронуло бы меня и всех вокруг.

По моему убеждению, для того, чтобы стать интересным другим, нужно стать интересным в своей среде, у себя. Мне кажется, что не очень продуктивно снимать так, как это делают в России и Голливуде. Надо находить собственную национальную тематику и делать это так профессионально, чтобы наше кино было интересным и для нас, и для зарубежного зрителя. У нас все равно не получится снимать так, как это делает Спилберг, – у нас другие мощности. Мы можем сделать малобюджетное, но потрясающее психологическое кино, и этот бренд "Беларусьфильма" всегда был. У нас всегда было хорошее детское кино, военное кино, не эпохальное, а психологическое: о судьбе человека, об истории человеческих отношений.

Я всегда с интересом смотрю на кинематографию Польши: у них 50% кинопроката занимает национальное кино. Они завоевали этот рынок и завоевали тем, что обратились к классике. Я сомневаюсь, что если мы сейчас экранизируем "Новую зямлю", зритель на нее пойдет. Мы еще не созрели к тому, чтобы осуществить такой глобальный проект: для того чтобы подступиться к классике, человек должен быть готов, должна быть команда. Сейчас, на мой взгляд, мы находимся на стадии подготовки к тому, чтобы сделать большой национальный проект. К нему нужно хорошо подготовиться, потому что с таким проектом ошибиться нельзя – он должен быть только на "десятку".

-50%
-20%
-10%
-30%
-50%
-47%
-45%
-10%
-10%
-50%