Алексей Вайткун, / Алексей Вайткун

Личное дело № 2. Ростислав Кример.

Ф.И.О: Кример Ростислав Олегович, род. 25.04.1980 г.

Род деятельности: пианист

Образование: выпускник Высшей школы музыки Кельна, аспирантуры Королевской академии музыки в Лондоне

Личные достижения: В возрасте 16 лет Ростислав стал лауреатом Международного конкурса молодых пианистов Шопена в Польше. Завоевывал престижные премии на конкурсах и фестивалях во Франции, Германии, Шотландии, Италии, Южно-Африканской Республике. Молодой пианист выступал на одной сцене с великими музыкантами мира, такими как Юрий Башмет, Василий Лобанов, Димут Поппен, Антонелло Манакорда, Дора Шварцберг, с камерным ансамблем "Солисты Москвы", ставшим лауреатом престижнейшей премии "Грэмми", и Йоханнесбургским симфоническим оркестром.

В 2006 году Ростислав Кример основал Международный фестиваль Юрия Башмета, который триумфально проходит не только в лучших концертных залах Беларуси, но также в России и Германии. Он же является его бессменным директором и художественным руководителем.

О творчестве, фестивале и себе Ростислав рассказал в прямом эфире Радио TUT.BY в авторской программе Алексея Вайткуна "Личное дело".

Полный вариант беседы слушайте тут

Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.


Ты музыкант, пианист, скажи, насколько тяжело создать атмосферу своим исполнением и насколько это важно?

Есть множество факторов, которые влияют на успех или провал концерта: зал, сцена, рояль, оркестр и даже дирижер, но, безусловно, самое главное - это зрители. Есть некий заряд от публики, который пробуждает энергетическую возможность и желание творить. Всегда в своем творчестве хочется выйти на какой-то запредельный уровень, правда, получается это не так часто. Но когда получается… Мне кажется, что самое необъяснимое - это когда люди после твоего выступления не могут аплодировать. Подумайте сами: заставить своим выступлением вслушаться настолько, чтобы зрители забыли, что находятся в зале, - это, на мой взгляд, высший пилотаж.

Как ты готовишься к своим выступлениям?

Сколько не готовься, а на сцене все равно будут другие ощущения. Например, китайцы замечательно профессионально играют и им все равно, делают они это дома или на сцене. Правда, получается какое-то техническое исполнение. Я считаю, что если ты настроишься на сцене на волну творчества, то и качество исполнения будет иным. Правда, это риск, но достойный и оправданный.

Скажи, а как мне, сидя в зрительном зале, понять, что на сцене идет процесс авторского творчества, а не простое техническое исполнение?

Когда ты видишь любимого человека, то у тебя внутри происходят абсолютно другие вещи, чем когда проходят обычные люди. То же самое происходит и в музыке. Ты все поймешь без лишних слов. Вернее, почувствуешь…

А почему ты выбрал музыку?

Я сделал такой выбор, потому что музыка - это язык, на котором я умею неплохо разговаривать и передавать свои ощущения. А возможно, что это некая жизненная миссия. Ведь если дается талант, то его нужно оправдывать. В отличие от художников, которые творят наедине с собой, музыканты находятся на сцене и творят при слушателях. Соответственно, это своеобразный оголенный провод, когда ты абсолютно искренен со своей аудиторией и по-другому жить не умеешь.

Ты учился в Беларуси, Германии, Великобритании и Финляндии. Скажите, есть разница в преподавании, и если да, то в чем она заключается?

Беларусь - это моя родина. Я здесь родился, и то, что заложено во мне как в человеке произошло здесь. В этом помогли родители, круг общения, педагоги. Три с половиной года я был в столице Финляндии Хельсинки. Там присутствует европейский подход к обучению. Все-таки звучание российских Моцарта и Бетховена несколько отличается от аутентичных европейских. К нам на фестиваль скоро приедет профессор Кристофер Элтон из Лондона, и он подробнее об этом расскажет.

В Германии я учился у русского профессора, потому что русская школа считается лучшей в мире. Мой профессор играл в четыре руки с Рихтером, записывал с ним диск…

Извини, перебью. Скажи, какие ощущения возникают, когда работаешь с такой "глыбой"?

У людей такого уровня нет комплексов, звездной болезни или бытовой "шелухи". Любой человек высокой внутренней организации понимает, что все в жизни временно - поэтому важно что-то оставить после себя. Со всеми моими учителями и профессорами мы были в дружеских отношениях и уважали друг друга. Я никогда не чувствовал, что в чем-то я хуже или лучше их - они никогда не давали этого понять. А само обучение можно сравнить с постоянными мудрыми советами, как добиться в творчестве наибольшей отдачи, более интересного звучания. Кроме того, на пути становления помогало обыкновенное общение, книги и общее развитие человека. Важно не то, с какой скоростью двигаются пальцы, а что ты говоришь. В одном фильме была прекрасная фраза: жизнь измеряется не количеством сделанных вздохов, а количеством моментов, от которых захватывает дух.

Если продолжить о странах, в которых я учился, то нельзя не сказать о Великобритании. Я закончил аспирантуру Королевской Академии Музыки (Лондон). Англия дала мне ощущение себя как творческой личности, ощущение престижности твоего дела и колоссального уважения преподавателей и слушателей. Англия - необычная страна. Приятные ощущения, когда принцесса вручает диплом или когда Элтон Джон заходит в зал…

Ты учился в четырех странах… Это был определенный поиск для тебя или что-то еще?

Каждый человек ставит в жизни какие-то цели и добивается их. А правильная постановка цели - это 90% успеха. Нужно в какой-то момент понять, что в этой стране ты сделал все, что мог, и подниматься на следующую ступень.

В этом году Международный фестиваль Юрия Башмета пройдет с 4 по 11 октября. Ты являешься художественным руководителем этого действа...

Абсолютно верно! Кроме того, я являюсь сопредседателем республиканского оргкомитета по подготовке фестиваля. Этот фестиваль придуман мной и с успехом проходит уже четвертый год.

В чем идея данного фестиваля?

В фестивале есть несколько идей. Основная - это возможность молодым музыкантам играть на одной сцене с мэтрами. Вторая идея заключается в приглашении самых знаменитых артистов мира, и прежде всего классических. Таким образом, у молодежи будет возможность поучиться. При этом идет постоянная импровизация. Например, в прошлом году на одной сцене выступала группа "Браво" и Юрий Башмет с Игорем Бутманом. Получается, что смешался джаз, поп-музыка и классика. Каждый год мы придумываем новую фишку. Я думаю, что знаменитые музыканты будут и дальше приезжать к нам, радовать зрителей своим мастерством.

Как удается собрать в нашей стране такое количество звездных имен?

Я знаком со всеми музыкантами, которые приезжают на фестиваль. Мы не раз выступали вместе на одной сцене. К счастью, когда-то удалось убедить мэтров, что наш фестиваль интересен зрителю. Юрий Башмет поддержал мою идею, начал приглашать своих друзей… С Юрием Абрамовичем работать очень интересно. В творческом взаимодействии он очень спокоен и уважителен к артистам, если те не позволяют себе хамство по отношению к музыке. Я помню, как мне было дико страшно идти с ним на первую репетицию. Все-таки за пультом сидел сам Маэстро, и я не знал, как нужно себя вести и смогу ли я качественно исполнить произведение, когда дирижирует такой мэтр. Я помню, что страх улетучился через пятнадцать секунд после начала репетиции.

От Башмета идет потрясающая энергетика, и мы колоссально понимаем друг друга. Понимаете, встречаются два музыканта. Раньше они не работали вместе, не играли вместе какую-то композицию, но они дышат в одном музыкальном ритме, прислушиваются друг к другу и предугадывают, что будет происходить в момент совместного творчества на эмоциональном уровне… А музыка в этот момент… Музыка течет своим ритмом размеренно, как время, и все гениально ложится на ноты жизни.

Что мы увидим и услышим в этом году?

Пока мы не раскрываем всех имен. IV Международный фестиваль Юрия Башмета откроет большой "Вечер Кармен", который состоится 4 октября на сцене Национального академического Большого театра оперы и балета. Только на этот концерт приезжает больше двухсот участников из разных стран. Зрителям, которые достанут билеты на данное действо, повезет, потому что полученных от фестиваля впечатлений им хватит на долгие годы. В открытии фестиваля примет участие симфонический оркестр "Новая Россия" под управлением Юрия Абрамовича Башмета. В первом отделении солисты играют с оркестром. Во втором отделении - балет Родиона Щедрина "Кармен-сюита" в оригинальной постановке. Возможно, к нам на фестиваль приедет сам Щедрин и легендарная Майя Плисецкая.

В программе фестиваля также заявлена знаменитая прима-балерина Мариинского театра Ульяна Лопаткина. К нам приедет Виктор Третьяков - блистательный российский скрипач и педагог, Наталья Гутман - профессор Московской консерватории имени П.И. Чайковского. В фестивале примут участие солисты Национального академического Большого театра оперы и балета, Президентский оркестр Республики Беларусь, Государственный академический симфонический оркестр Республики Беларусь, Симфонический оркестр Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь.

Фестивальная идея уникальна тем, что рядом с великими музыкантами будут выступать молодые дарования - виолончелисты, пианисты и скрипачи. В дни фестиваля пройдет академия, на которой встретятся молодые таланты из Беларуси и стран СНГ. С молодыми дарованиями будут заниматься ведущие профессора из Лондона, Санкт-Петербурга, Москвы, Кельна, Мадрида. Приедет профессор Василий Лобанов из Высшей Школы Музыки города Кельна и Кристофер Элтон из Королевской академии музыки Лондона.

Насколько тяжело организовать фестиваль такого уровня?

Скажу откровенно: очень тяжело. Было принято постановление Совета министров Республики Беларусь о проведении Международного фестиваля Юрия Башмета. Вы сами понимаете, что сегодня это событие государственного масштаба, которое организовывается при поддержке Министерства культуры и Минского горисполкома. Создан оргкомитет, в который входят представители различных министерств и ведомств.
Так получается, что нет единой фестивальной команды. Все дело в том, что подготовка к фестивалю начинается за восемь месяцев до его начала, выходят новые решения, постановления, создается план мероприятий, и потом только по договору мы берем людей, которые помогают в организации сего действа.

В чем заключается фестивальная "фишка" этого сезона?

Фишка заключается в объединении разных стилей. В прошлом году мы сделали это с джазом и поп-музыкой. В нынешнем году планируем объединить балет и оперу. К счастью, уже открылся Большой театр оперы и балета и мы собираемся в этом году в торжественной обстановке отметить это событие.

Какие впечатления у мэтров от Беларуси?

Безусловно, мэтры посещают нашу страну не только в рамках международного фестиваля. Я считаю, что организовывать фестиваль нужно на таком уровне, чтобы все артисты остались довольны. У наших зарубежных гостей нет капризов типа райдеров с шампанским и лимузинами. А что до пожеланий, то, прежде всего, гостям должен быть предоставлен достойный номер в гостинице и хорошее питание. В позапрошлом году у нас был гость-вегетарианец, и мы договорились о соответствующем питании для него. Вот и весь "каприз".

Что зарубежным гостям нравится в Беларуси? Как отзываются о молодежи, которая принимает участие в вашем фестивале?

В Беларуси есть очень талантливые ребята - это признают и известные музыканты. В прошлом году выступал Артем Шишков - замечательный белорусский скрипач. Кстати, тогда мы привезли из Парижа скрипки Страдивари, чтобы молодые таланты могли поиграть на инструментах, стоимость которых превышает 15 миллионов долларов.

А как складывается взаимодействие нашей талантливой молодежи и профессоров с мировым именем?


С мэтрами несложно работать, потому что все нужные точки они нащупывают в тебе сами. Благодаря им ты имеешь шанс показать все свои лучшие профессиональные качества. И во время нахождения на одной сцене с мэтрами музыкального мира молодые дарования находятся в полном восторге. Лично я в такие моменты чувствовал, что нужно идти дальше.

Я так понимаю, что ты тоже примешь участие в фестивале?

Если хватит физических сил, то я обязательно приму в нем участие. Все-таки организация отнимает много моральных и физических сил. Выходить на сцену нужно готовым, а не между рестораном и суетой. В противном случае лучше отказаться от выступления. А суеты хватает. Организация фестиваля - абсолютное безумие. Как говорит Башмет, Кример ест салат не потому, что он больше не хочет есть, а потому, что он больше не успевает. Мой телефон в этот момент не умолкает. Так что сложно после организационных вопросов настроиться на творчество, так как организация действа отнимает много эмоциональной энергии.

А нужно ли тебе все это?

По большому счету, лично мне это не надо. Но ощущение того, что ты делаешь полезное и нужное дело, важно в жизни каждого человека. Я не знаю, сколько мне нужно сыграть концертов, чтобы дать зрителю ощущения, которые получают слушатели во время фестиваля Башмета. Наверное, я должен ежедневно в течение года без выходных давать концерты.
Фестиваль Юрия Башмета - это огромное событие, которое привлекает многих людей и дарит им возможность соприкоснуться с великим искусством. Он дает белорусским людям колоссальный энергетический заряд - поэтому мне приятно, что я имею к нему отношение.

Вопросы от слушателей.
 
Расскажите, пожалуйста, немного о своей семье.

Я родился и вырос в семье музыкантов. Моя мама - теоретик, композитор и замечательный поэт.

Вы сам по себе лиричная натура. Жестким бываете?

Говорят, что у творческих людей тонкая душевная организация. Жизненный опыт заставляет принимать решения и брать на себя ответственность. В общем, всякое бывает.

Насколько тяжело творческому человеку в кризисные времена?

Кризис не главное. Главное понять, можешь ли ты позволить себе быть откровенным в любой момент творчества. Я богатый человек, потому что я могу быть откровенным в творчестве и в жизни. Если ты теряешь честность и откровенность, то сразу исчезает возможность творить.

Есть у вас свой собственный исполнительский почерк?

Я думаю, что да. Я не могу сыграть одинаково одно и то же произведение. Все зависит от того, что у тебя происходит в сердце, в голове.

Какие качества в вас раскрыла музыка?

Благодаря музыке я стал романтичнее, а благодаря организации фестиваля - сильнее.

Чем вы увлекаетесь помимо музыки?

Я люблю читать и заниматься активными видами спорта. Например, очень люблю верховую езду и горные лыжи. Общение с людьми - это также мое хобби.

Есть ли у вас девушка?

У меня есть девушка.

Как оставаться гармоничным, пытаясь совместить творчество и личную жизнь? Насколько реально отдавать всему одинаковое количество времени?

Невозможно посвящать всему одинаковое количество времени. Необходимо расставить приоритеты. Когда ты полностью отдаешься профессии, то иногда жертвуешь личной жизнью, и наоборот. Важно правильно выстроить периоды, обязательно завершить их серьезным результатом и двигаться дальше. Например, сегодня я готов пожертвовать частью своей карьеры ради личной жизни. Раньше я был к этому не готов. В жизни меняются интересы. Я достиг того, чего мне хотелось в детстве и в годы юности. Все зависит от человека, который тебя поддерживает. Когда люди женятся, им говорят: "Совет да любовь". Тот самый "совет", на мой взгляд, должен стоять на первом месте.

Какие достижения в вашей жизни вы считаете наиболее значимыми?

Как музыкант я считаю наиболее значимым своим достижением возможность играть на сцене и вызывать своей игрой у людей интерес - к музыке, творчеству, себе…
{banner_819}{banner_825}
-50%
-10%
-15%
-25%
-50%
-30%
-10%
-35%
-50%
-10%
-50%
-50%
0063108