Более 15 лет телепрограмма "Вiдзьмо-нявiдзьмо", ставшая событием на отечественном ТВ, знакомит белорусов с основными тенденциями мирового шоу-бизнеса, рассказывает о культурах и обычаях разных народов. За это время много раз менялась и технология производства передачи, и команда создателей. Неизменным остается только ее автор и ведущий — Сергей Филимонов. TUT.BY узнал у него, есть ли в Беларуси шоу-бизнес, каким будет искусство будущего и почему свои программы он делает исключительно на "мове".

Справка. Сергей Филимонов — философ, историк, телеведущий. В 1981 году окончил истфак Белгосуниверситета. Был критиком буржуазной культуры. В годы перестройки работал в туристическом бизнесе, жил в Москве. По возвращении из Белокаменной случайно попал на Белорусское телевидение в редакцию заказных программ. Занимался там самыми разными проектами: от экономических и рекламных до, например, передачи "Спадарожнiкавая антэна". Однако испытание временем и зрителями выдержала лишь одна программа — "Вiдзьмо-нявiдзьмо", выходящая сегодня на канале "Столичное телевидение".
Все начиналось с "Pink Floyd"

— Сергей, с чего началось ваше увлечение шоу-бизнесом?
— В советские времена более-менее подробно работать с этой темой могли лишь критики "буржуазной" культуры. Они были "бойцами идеологического фронта", т. е. выпускниками истфаков, коим я и стал. "Закрытые" просмотры фильмов посещал ещё с начала 70-х годов. То же касается и музыки. Могу считать себя заядлым меломаном с более чем 30-летним стажем, ведь свой первый фирменный винил — легендарный альбом "Pink Floyd" "Темная сторона луны" — поставил в коллекцию в конце 1973 года.

— Насколько трудно и затратно делать "Вiдзьмо-нявiдзьмо"? Это ведь своеобразное мозаичное полотно.
— Прежде всего, нужно детально разбираться в повестке дня мирового шоу-биза, чтобы найти и отобрать самое новое, необычное, любопытное, причём с минимальными затратами. В середине 1990-х мы получали право на трансляции Фэшн-наград, Оскаров и Грэмми, когда даже Россия их не показывала. Но потом сосредоточились на работе с международными информагентствами, рассылающими "сырые" промо-материалы (фрагменты презентаций, интервью, клипы или их фрагменты), которые и ложатся в основу наших сюжетов.

— Столько лет рассказывая о жизни мирового шоу-бизнеса, вам не хотелось вживую поработать со звездами кино, музыки?
— В свое время я побывал на кинофестивалях в Сочи, Берлине, но быстро сообразил, что эти поездки препятствуют аналитической работе и пониманию объективной картины. Личные беседы и встречи, к примеру, с кем-то из создателей фильмов, мешают трезво оценить работы их соратников, с которыми ты не познакомился. Некоторые коллеги любят именно путешествовать, а передачи делают почти в оправдание: "Классно потусовались. Ну, и наснимали что-то…" Я же вдоволь наездился по миру еще в перестроечные времена, когда работал с туристами. Потому отказался от творческих командировок без всякого сожаления.
Помимо этого, в последние годы кинофестивали напрочь лишились первоначального промо-значения. До 1990-х годов и наступления эры интернета призы Венеции, "Оскара", "Золотого Глобуса", "БАФТа", Берлина и Каннов способствовали увеличению прокатных сборов фильмов процентов на 25-30, теперь — за исключением, пожалуй, "Оскара" — не влияют никак. Поэтому уверен, создание толковой обзорной ТВ-программы в современных условиях исключает тусовки по городам и весям. Это несколько иной жанр, чем ток-шоу или зарисовки путешественника.
 
"У нас должен быть полностью белорусскоязычный телеканал"
 
— "Вiдзьмо-нявiдзьмо" — один из последних "беларускамоўных" могикан на отечественном ТВ. Это ваша авторская позиция?
— Знаете, в детстве мне очень нравилась книжка "Последний из могикан" Фенимора Купера. Про индейцев. Вот уж никогда не думал примерять это название к себе… Авторская ли это позиция? Да. А в какой стране мы собственно живем?!
Уверен, у нас должен быть полностью белорусскоязычный телеканал. И все самые престижные телетрансляции из разных стран на нем должны комментировать наши специалисты. По-белорусски. На русском языке это превосходно делают многочисленные масс-медиа нашей восточной соседки.
 
— Если не секрет, откуда у вас такая естественная "беларуская мова"?
— Меня воспитывала бабушка. В ее семье росло семеро детей. И все, кроме одной из дочек, учительницы русского, разговаривали по-белорусски. Уже потом, в советской школе, было интересно открывать для себя, что "столь" — это потолок, "дах" — крыша, "брама" — ворота…
 
А в повседневной жизни вы на каком языке разговариваете?
— Пристойным считается говорить на языке, понятном собеседнику. В свое время на меня произвела сильное впечатление мать моего латышского приятеля, аристократка, которая плохо понимала по-русски. Так вот, в моём присутствии она совершала языковые пируэты, но объяснялась со всеми только на ломаном русском.
 
"Wikipedia — лучший путеводитель"
 
— Под влиянием работы ваши кино-, музыкальные интересы изменились?
— Интересы любого человека — исследователя в своей области — постоянно меняются. Зависит это от глубины знаний и широты изученных пространств. Скажем, в музыке меня привлекают исполнители, идущие в авангарде творчества, экспериментирующие, дающие новые впечатления.
Правда, если активно слушаешь музыку с начала 1970-х, находить что-то новое с каждым годом все сложнее. В одном из альбомов моего вечно любимого Фрэнка Заппы, который называется "Мы наступили в это дерьмо исключительно из-за денег" (1968) есть великие строчки, которые переводятся с английского примерно так: "Любопытно, какая часть вашего тела самая отвратительная? Некоторые считают, что нос. Другие думают, что пальцы ног. А я уверен, что это ваш ум". Заппа был исключительным гитаристом, автором, сатириком, авангардистом и даже создателем симфонических опусов. Он не давал спуску китчу, глупости и идиотизму, нередко захлестывающим поп-сцену. Без таких людей представители китча на самом деле подумали бы, что это они вершат историю человечества в области культуры.
 
— С вашим багажом знаний нет ли желания написать для белорусов книгу-путеводитель по дебрям мирового шоу-бизнеса?
— Лучшего путеводителя по любым дебрям (от политики до культуры), чем интернет-энциклопедия "Wikipedia", никто еще не придумал. Ее пишут десятки тысяч людей со всего мира.



"Все определяет экономика"
­
— Наше ТВ и эстраду заполонили всевозможные российские клоны, кальки. Есть ли в Беларуси собственный шоу-бизнес?
— Конечно, нет! Он только начинает формироваться, и результаты этого длительного процесса станут видны лишь после появления более-менее предсказуемого рынка. Когда подавляющая часть населения будет жить выше черты бедности и сможет формировать собственные запросы рублем. Когда на смену администраторской "вкусовщине" придут естественная конкуренция и отбор. Поймите, все процессы, происходящие в культуре, в конечном счете, определяет экономика!
Проще говоря, шоу-бизнес — это когда люди полностью обеспечивают себя за счет профессиональных заработков. Художественная самодеятельность — когда в них вливают бюджетные или спонсорские средства. Так вот, поп-культура Беларуси — это художественная самодеятельность, одна часть которой поощряется и продвигается государством, а другая, более талантливая и самостоятельная, находится в тени. Вообще, художественный уровень и российской, и белорусской эстрады завис где-то посередине между "плясками в арабском борделе" и "Диснейлендом". Естественно, на мировой шоу-биз они никак не влияют.
 
— Что необходимо для продвижения белорусских артистов на мировую арену?
— Даже ведущие продюсеры мира не всегда знают, как успешнее продать новые записи Майкла Джексона. А вы хотите получить бесплатный и, главное, действенный рецепт продвижения "пешек в дамки". Все — индивидуально. Единственное, что можно сказать уверенно: крупные музыкальные лейблы всё больше делают ставку не на продюсерские проекты, а на поиск самородков. Конечно, с ними работать труднее, но зато продукт их творчества долговечнее. Названия же большинства продюсерских проектов потерялись где-то в пыли времени.
Что до Беларуси, у нас немало интересных музыкантов и коллективов. Это и фолковые "Троица" с "Палацам", рокеры, барды… Думаю, при рациональном подходе современная авторская молодежь превосходно вписалась бы в европейскую музыкальную атмосферу.
 
­— А если взять кино. На ваш взгляд, какой сюжет белорусской истории мог потянуть на голливудскую экранизацию?
— Во-первых, не считаю голливудскую экранизацию пределом мечтаний. Во-вторых, думаю, никакой наш сюжет не потянет, потому что в американском прокате все исторические фильмы, как правило, проваливаются с треском. Даже такие неплохие, как "Царство небесное" (2005) Ридли Скотта.
 
"Старые фавориты не погибают"

— Есть мнение, что со временем поп-культура и интернет убьют классические формы искусства…
­— Приведу лишь один пример. Сколько и кем бы за 30 лет не исполнялась знаменитая песня группы "The Buggles" "Видео убило радио-звезду", по сути, ничего от этого не изменилось. Да, научно-технический прогресс двигает вперед наш быт. Но старые фавориты не погибают, они просто занимают свои ниши. Не зря в последние годы воскрешены практически все сколько-нибудь заметные коллективы эпохи 60-х — 70-х. От "Police" и "Eagles" до "Led Zeppelin" и "Vanilla Fudge". До сих пор переиздания их старых записей неплохо продаются…
Думаю, со временем разовьются новые формы культуры. И кое-кто с сожалением будет вспоминать про "старую добрую поп-культуру" или про "очаровательный ширпотреб старого образца". Кто мог подумать в 70-е, что сегодня на всю катушку будет использоваться термин "классик-рок"?

— Судя по возрасту программы, вы занимаетесь тем, что вам по душе. А в каком-нибудь другом качестве нет желания себя попробовать?
— Это в юности хочется, как можно чаще менять одежду и род занятий, место отдыха и жительства. В возрасте подобное желание возникает только в том случае, если чего-то из перечисленного выше не хватило в молодые годы. Или же, если человек так и не нашел себя.
 
5 вопросов напоследок
 
— Ваши любимые режиссеры?
— Дэвид Кроненберг, Тим Бертон, Ингмар Бергман.
— Любимые писатели?
— Иван Бунин, Ги де Мопассан, Марсель Пруст.
— Какую музыку слушаете для души?
— Любую, кроме примитива. Рок всех стилей (не исключая "металл", панк, инди), джаз (особенно модерновый), фолк, уорлд…
— Сергей, вы рассказываете о мировой моде. А сам вы модный человек?
— Был период, когда такого рода сюжеты спонсировались модными бутиками… Лично я не гонюсь за модными тенденциями. Их слишком много, они противоречивы. Критическое отношение к реальности приводит к мысли об удобствах, а не о какой-то там "модности". Одевать нужно то, в чем вы чувствуете себя комфортно, не придавая этому слишком много значения. Другое дело, мне интересны современный дизайн, актуальные тенденции в этой сфере, влияющие на экономику. Всё это составная часть шоу-биза.
— Узнают ли вас на улице?
Узнают, и это мешает в быту. Если бы можно было менять "картинку" при выходе в люди, менял бы однозначно.

Беседовал Кастусь ЛАШКЕВИЧ
{banner_819}{banner_825}
-12%
-19%
-10%
-40%
-50%
-10%
-10%
0063385